Антиоксиданты: палка о двух концах
Медицина
3D-структура клетки меланомы

Антиоксиданты: палка о двух концах

Активные формы кислорода – ионы кислорода, свободные радикалы, перекиси, – химически агрессивные вещества, способные повреждать компоненты клетки, в том числе, нуклеиновые кислоты, и провоцировать раковые опухоли. Вещества-антиоксиданты, предохраняющие клетку от накопления свободных радикалов, способны нейтрализовать эти эффекты. Но клинические испытания эффективности антиоксидантов в профилактике рака дали неоднозначные результаты. Последние исследования подтверждают, что у антиоксидантов есть своя «темная сторона», и применять их надо с осторожностью. Выяснилось, что антиоксиданты вызывают усиление метастазирования раковых опухолей у мышей.

Если раковая опухоль уже существует, антиоксиданты могут помочь ей расти и распространяться по организму. Как объяснил Мартин Бергё (Martin Bergö) из Каролинского института в Стокгольма (Швеция), антиоксиданты помогают бороться со свободными радикалами как здоровым клеткам, так и опухолевым – как и свободные радикалы «не разбираются», что перед ними – опухоль или нормальная ткань.

Ученые под руководством Бергё исследовали влияние антиоксидантов N-ацетилцистеина, который применяется как отхаркивающее средство, и тролокса – водорастворимого аналога витамина Е на течение у мышей искусственно вызванной меланомы. Исследователи обнаружили, что, хотя антиоксиданты не влияли на «поведение» первичной опухоли, они усилили ее метастазирование.

Ученые из Аризонского университета в Тусоне (США) во главе с Донной Чжан (Donna Zhang) в сотрудничестве с коллегами из Китая и Германии исследовали, как действует на опухоль активация белка Nrf2, который регулирует антиоксидантную систему клетки. Оказалось, что при некоторых видах рака это приводит к нарушению работы системы, а именно – к повышению уровеня Nrf2, что в свою очередь способствует образованию метастазов.

Способностью активировать Nrf2 как побочным действием обладают некоторые противодиабетические лекарства, главная задача которых – снижать уровень сахара в крови. Это побочное действие считалось даже полезным, поскольку свободные радикалы особо вредны для больных диабетом – они способствуют разрушению клеток, вырабатывающих инсулин, повреждениям кровеносных сосудов. Поэтому несмотря на то, что в клинических испытаниях эффективность антиоксидантов при диабете практически не подтверждалась, больным рекомендовали их принимать.

Для исследования выбрали два препарата, совмещающих функцию снижения уровня глюкозы и антиоксидантную – саксаглиптин и ситаглиптин. В данных клинических испытаний отсутствовала информация о возможном повышении риска рака при их использовании. Эксперимент провели на мышах, которым были «подсажены» раковые опухоли человека. Мыши получали противодиабетические препараты с антиоксидантным эффектом ежедневно в течение шести недель, контрольной группе давали просто солевой раствор. У экспериментальных мышей метастазы развивались активнее, хотя вероятность возникновения новых опухолей не увеличивалась.

Данных о том, что эти препараты способствуют метастазированию у людей с диабетом, больных раком, пока нет. Профессор Чжан считает, что таким больным не следует принимать лекарства, которые активируют Nrf2 – просто на всякий случай. Хотя она отмечает, что даже если эффект, найденный у мышей, подтвердится у людей, только часть опухолей будут чувствительны к активации Nrf2. Другое мнение у директора Центра диабета в Главном госпитале Массачусетса Дэвида Натана (David Nathan). Он говорит, что остерегся бы пугать пациентов, поскольку это сообщение может вызвать страх перед противодиабетическими лекарствами вообще.

Фото: NIH Image Gallery. https://www.flickr.com Credit: Sriram Subramaniam, National Cancer Institute, National Institutes of Health