Детская пищевая аллергия: в поисках молекулярных механизмов
Физиология
Моноцит. 3D-изображение.

Детская пищевая аллергия: в поисках молекулярных механизмов

Пищевая аллергия у маленьких детей – это серьезная медицинская проблема. Она может проявляться по-разному: от небольшого высыпания на коже до развития анафилактического шока и летального исхода. У ребенка, страдающего пищевой аллергией, впоследствии могут развиться астма, экзема... То, что в развитии заболевания участвуют иммунологические механизмы, не вызывает сомнения – конечно, только при истинной аллергии, ведь существуют и другие виды непереносимости пищи, например, дефицит определенных ферментов. Однако до сих пор ученым и врачам не до конца ясно, как именно возникает и развивается этот патологический процесс, почему из года в год число случаев заболевания пищевой аллергией возрастает и как с этим бороться.

Механизмы развития детской пищевой аллергии постепенно проясняются. Так, некоторое время назад было показано, что в крови детей, у которых впоследствии развивается пищевая аллергия, содержится повышенное количество молекул, способствующих развитию воспаления, а количество регуляторных Т-лимфоцитов, снижающих активность иммунной системы, подавляющих избыточные иммунные процессы, напротив, ниже нормы.

Чтобы разобраться в этом подробнее, ученые из Института медицинских исследований Уолтера и Элизы Холл (Австралия) исследовали иммунные клетки в образцах крови более чем тысячи новорожденных. А спустя год выясняли, не развилась ли у ребенка аллергия на ряд продуктов питания, в том числе на такие распространенные пищевые аллергены как яйца, коровье молоко и арахис.

Сопоставив картину состояния младенческой иммунной системы с клиническими данными, ученые обнаружили, что в крови тех малышей, у кого при рождении было повышенное количество клеток крови под названием моноциты, впоследствии обнаруживалась пищевая аллергия. Моноциты представляют собой «резерв» иммунной системы, и при необходимости – если они распознали в своем окружении инфекционный агент – превращаются в макрофаги, которые непосредственно борются с патогеном. Моноциты у детей, склонных к аллергии, были не только многочисленными, но и гиперактивными, они реагировали на бактериальные патогены более энергично, чем моноциты не склонных к аллергии детей.

При проведении эксперимента in vitro, в культуре клеток, ученые обнаружили, что сигналы, испускаемые моноцитами детей-аллергиков, – это молекулы, способствующие развитию воспаления, – вынуждают регуляторные Т-лимфоциты, которые обычно подавляют избыточные иммунные процессы, поступать наоборот: превращаться в лимфоциты, называемые Т-хелперами, причем, того типа, который стимулирует аллергические реакции. Молекулярные «сообщения» моноцитов также стимулируют «неопределившиеся» Т-хелперы преобразовываться в Т-хелперы, содействующие развитию аллергии.

Таким образом, у некоторых детей иммунная система уже с рождения «запрограммирована» на развитие аллергии. Почему некоторые дети рождаются с гиперактивностью моноцитов, пока не ясно. Причиной могут служить генетические особенности ребенка или некие факторы, которым подвергается мать во время беременности. Но выявление описанного механизма развития заболевания, возможно, приведет к разработке нового направления лечения и профилактики детских пищевых аллергий: так как химические сигналы, высвобождаемые гиперактивными моноцитами, способствуют воспалению, возможно, подавление воспалительных процессов поможет обуздать аллергию.

По: http://www.sciencemag.org