Дискриминация по полу – убийственная эволюционная стратегия
Ласточковый попугай (Lathamus discolor на о. Бруни, у юго-восточного побережья Тасмании

Дискриминация по полу – убийственная эволюционная стратегия

Большинство животных «воспитывает» примерно равное количество потомков разного пола, хотя иногда наблюдается и временное «перепроизводство» представителей более редкого пола – как адаптивная реакция на трудные жизненные обстоятельства. А вот самки ласточкового попугая предпочли альтернативную стратегию, чем подвели свою популяцию к краху

Ласточковый попугай (Lathamus discolor) – симпатичная птичка с ярким изумрудным оперением, обитающая на о. Тасмания и юго-востоке Австралии, сегодня находится на грани исчезновения. Островная популяция практически вымирает: самок во время гнездования съедает хищник – сахарная сумчатая летяга, или поссум (Petaurus breviceps).

Гнезда эти попугаи устраивают в дуплах деревьев, на высоте 6–20 м. Однако летягам это не служит препятствием: они сами большую часть жизни проводят в верхних ярусах леса, а мембрана между передними и задними лапами, натягиваясь в прыжке, позволяет им «перелетать» от дерева к дереву, преодолевая значительные (до 50 м) расстояния, «руля» лапами и хвостом.

Сахарная сумчатая летяга. Фото А. Мейринг

Самки ласточкового попугая, сидящие на яйцах, даже не пытаются спастись или сопротивляться этому небольшому хищнику – такой навык у них не выработался эволюционно. Дело в том, что летяги впервые были завезены на Тасманию в 1835 г., т.е. менее двухсот лет назад. Срок по эволюционным меркам небольшой, хотя и здесь бывают виды-рекордсмены. Однако к ласточковым попугаям это не относится – в результате в зубах летяг ежегодно погибает около половины от «прекрасной половины» этих тасманийских птиц.

Но будем справедливы: за это время вид все-таки успел отреагировать на внешнее давление, хотя адаптивные изменения оказались совершенно неожиданными. Как выяснили ученые из Австралийского национального университета, самки ласточкового попугая стали помогать выживанию птенцов лишь определенного пола, а именно – мужского! Они следят за тем, чтобы их сыновья первыми вылупились и получали больше еды. Наиболее это заметно в годы, когда взрослые самки особенно сильно страдают от хищников.

С точки зрения отдельной матери предпочтение детей мужского пола имеет смысл: зачем растить дочерей, если они с большой вероятностью будут съедены? Не лучше ли иметь крепких и здоровых сыновей, которые будут иметь преимущество в конкурентной борьбе за партнершу?

Но вот с точки зрения вида такая стратегия просто убийственна. Недаром уже сейчас ласточковый попугай находится в Красной книге в категории critically endangered, т.е. в критическом состоянии, за которым – только полное исчезновение. И все-таки прежде чем бросить в самок тасманийских попугаев камень, вспомним слова из письма римского легионера к беременной жене, датированное 1 в. до н. э.: «Заклинаю тебя позаботиться о нашем малыше. Как только нам выплатят жалованье, я сразу же отправлю тебе деньги. Если родится мальчик (да благословит тебя Фортуна!) – оставь его, если девочка – избавься от нее».

Фото: https://commons.wikimedia.org, https://commons.wikimedia.org