• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
8134
Еще заметен след, еще нас могут вспомнить
Медицина

Еще заметен след, еще нас могут вспомнить

«Самое главное в жизни – прожить ее небесполезно»
Б.С. Гицевич

Подполковник медицинской службы Белла Соломоновна Гицевич отмечала свой день рождения в знаменательный весенний день – 8 марта. Появившись на свет в далеком 1905 г., пережила гражданскую и Отечественную войну, вспышки тифа и оспы, нежданную армейскую службу, лечила прибывающих со всех концов России в только что созданный новосибирский Академгородок научных светил – членов-корреспондентов и академиков и, отдав всю жизнь врачеванию, лишь несколько месяцев не дожила до своего столетия! История Беллы Соломоновны – как со страниц поучительной книжки для юношества: жизнь, отданная медицине, которая для нее была главным делом, искусством, миссией. Ее воспоминания – это не только рассказ о свой жизни и жизни страны, но и размышления о том, что происходит сегодня с «любимой бедной медициной», и обращение к молодым врачам: «К невыразимым человеческим страданиям и смерти врач никогда иммунитета не приобретет. О спокойной жизни медицинские работники не могут и мечтать, и под силу такая работа только людям, бесконечно преданным делу, которому себя посвятили»

Подполковник медицинской службы Белла Соломоновна Гицевич родилась в 1905 г. в большом селе Ужур Красноярского края. Лет с семи хотела лечить людей, потому что очень жалела всех, кому плохо и больно. После Омского мединститута, который закончила, несмотря на смерть отца – кормильца многодетной семьи, несмотря на революцию, гражданскую войну, бедность и опасное «непролетарское происхождение» – работа опять в Красноярском крае, в селе Уяр, в бывшей земской больнице. Вспышка натуральной оспы, может быть, потому и не превратилась тогда в Сибири в эпидемию, что молоденькой доктору Гицевич хватило храбрости предположить оспу (давно побежденную, как было написано во всех учебниках) у первого же заболевшего ребенка. Потом – эпидемия тифа, которым заразилась сама, отъезд в Новосибирск к матери, когда опасность для жизни миновала, но работать сил не было.

Позднее Белла Соломоновна напишет: «…раздумывая о своей будущей специальности, я поняла, что медицинских знаний у меня недостаточно. А врачом нужно быть либо хорошим, либо не быть им вообще».

Молодой доктор становится ординатором в клинике знаменитого профессора А. Л. Мясникова (в настоящее время – терапевтическое отделение Городской клинической больницы № 1 г. Новосибирска), гениального диагноста, который успел до своего отъезда в Ленинград окончательно «обольстить ее медициной». Период работы в клинике у профессора Мясникова Белла Соломоновна вспоминала как лучшие годы своей жизни, которые дали ей «те необходимые знания, без которых быть врачом невозможно … желание все познать, доброжелательное окружение, постоянная помощь товарищей дали мне возможность встать на ноги».

А в июне 1941 г. началась Великая отечественная война... Военный врач Гицевич была откомандирована для организации эвакогоспиталя № 1438 в здании бывшей фельдшерской школы, который уже в конце августа принял первую партию раненых, а затем госпиталя № 333 в военном городке Новосибирска, коллектив которого был в полном составе отправлен на фронт.

«Хоть на минуту представьте себя свидетелем такой картины: большая палата эвакогоспиталя, 20–30 коек, на них раненые – без ног, без рук, слепые, глухие, контуженные, с психическими припадками или с ранениями лица, изуродованные ранением в голову, шею, позвоночник. У кого не дрогнет сердце, не заноет душа. Долгое время ходишь сам не свой. Где набраться сил на сострадание, на сопереживание, на милосердие. Где взять слова добрые, ласковые, обнадеживающие для каждого страждущего?»

После окончания войны доктору Гриценко было отказано в демобилизации, и она проработала в Окружном военном госпитале вплоть до указа Хрущева о сокращении армии и увольнении в запас женщин, прослужив в армии 19 лет и 4 месяца.

В это время уже шло строительство новосибирского Академгородка, и 55-летний врач Б.С. Гицевич перешла на новую, уже гражданскую «службу» – лечить прибывавших в Сибирь со всех концов России научных светил – членов-корреспондентов и академиков, многие из которых были людьми пожилыми, с тяжелыми сосудистыми заболеваниями. Ни нормальной больницы, ни поликлиники: амбулаторный прием проводился в небольшом домике барачного типа, а при обострении болезни пациентов большей частью лечили непосредственно на дому. Именно так, без всякой реанимации, Белла Соломоновна справилась с десятью (!) тяжелейшими инфарктами: по ее словам, «помогал Господь Бог да гепарин, который тогда с трудом доставали». А после того, как знаменитый профессор, вызванный на консультацию к пациенту с громким именем, у которого случился инсульт, произнес, не понижая голоса, над постелью больного роковые слова «лечить бесполезно, все равно умрет», врач Гиценко, не успевшая за полвека медицинского стажа защитить даже кандидатскую, возмутилась – и выходила больного!

На «пенсию» Белла Соломоновна вышла в 1982 г., в возрасте 77 лет. Но врачи, как и актеры, с работы на покой не уходят – до конца своей жизни она давала советы и своим друзьям, и многочисленной родне, работала в совете ветеранов. И даже «скорую» в связи с инфарктом больная Гицевич вызывала себе сама: в диспансере ей поставили диагноз и отправили домой – чего, дескать, со стариками возиться… От ее удивительной жизни, в которой было слишком много всего для одного человека, осталась коробка с наградами и множество друзей, благодарных учеников, коллег и бывших пациентов. И ее записки, которые до сих пор так и не удалось издать отдельной книжечкой, озаглавленные просто и скромно: «Жизнь позади. Люди уходят в небытие и уносят с собой свое прошлое».

«В моем писании нет красоты повествования. Пишу не для славолюбия или по слабости желать хвалы. Я также не боюсь осуждения, хотя меня могут осудить как человека, недостаточно образованного. Мудрость человеческая нуждается в опытах, а жизнь кратковременна. Опыт появляется из знания о прошлом. Не познавши прошлого, прожитого, не наметить пути для дальнейшей жизни».

К дню рождению Беллы Соломоновны – 8 марта публикуем ее воспоминания (к сожалению, в сокращении) в авторской редакции.

*«Еще заметен след, еще нас могут вспомнить» – из Д. Гранин «Еще заметен след»

Подготовили Елена Климова, Лариса Овчинникова


Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!