Генная терапия восстанавливает слух у детей с наследственной глухотой
Медицина

Генная терапия восстанавливает слух у детей с наследственной глухотой

Более 5% населения в мире страдает от тяжелой или полной потери слуха, и значительная часть – с рождения, из-за генетических причин. Ученые разрабатывают методы генной терапии для детей, страдающих наследственной глухотой, и недавно успешно опробовали этот подход в первых клинических испытаниях на детях дошкольного возраста

Если ребенок глух от рождения, это негативно сказывается и на развитии его мозга в целом. Однако фармакологического лечения наследственной глухоты не существует, и пока единственный способ помочь таким детям – это вживление кохлеарных имплантов, воздействующих непосредственно на слуховой нерв, хотя у этого метода есть целый ряд рисков, не только операционных, и противопоказаний.

Среди всех случаев генетически обусловленной глухоты около 2–8% приходится на так называемую глухоту DFNB9 – наследственную патологию, которая возникает вследствие мутации в гене OTOF, кодирующем белок отоферлин. Этот белок, который экспрессируется у человека во внутреннем ухе и в головном мозге, необходим для передачи звуковых сигналов, так как обеспечивает высвобождение нейромедиатора глутамата в процессе синаптической передачи сигнала от нейрона к нейрону. Мутантный отоферлин не может выполнять эту функцию.

Недавно китайские ученые опубликовали результаты клинических испытаний генной терапии DFNB9, в которых приняло участие шестеро детей с тяжелой или полной потерей слуха и мутациями OTOF. С помощью небольшого хирургического вмешательства в их внутреннее ухо ввели генно-инженерный препарат. Основа препарата – вектор-переносчик на базе аденоассоциированного вируса, в который была встроена рабочая версия человеческого гена OTOF.

Стоит отметить, что аденоассоциированные вирусы являются одними из наиболее часто используемых в генной терапии, так как считаются безопасными для человека. В частности, подобные вирусы применялись в качестве векторов при создании вакцин от коронавирусной инфекции. В данном случае ген OTOF оказался слишком велик, так что его пришлось, разделив на две части, «загрузить» в разные векторы. Применение двойного вирусного вектора – это отдельное крупное достижение, открывающее путь к разработке генной терапии с помощью больших генов.

После процедуры за детьми наблюдали в течение 26 недель. Генная терапия оказалась эффективной в пяти случаях – по словам ученых, слух маленьких пациентов улучшался буквально на глазах, как и их речь. Дети, которые не слышали ничего меньше 95 децибел, начали воспринимать звуки на уровне 38–55 децибел, что соответствует умеренной степени тугоухости и в принципе позволяет слышать речь и вести разговор в повседневной жизни.

Никаких серьезных нежелательных явлений такого воздействия ученые не обнаружили. В дальнейшем планируется расширить испытания, увеличив размер выборки и длительность наблюдения.

Надо сказать, что это не единственная группа разработчиков генной терапии DFNB9. Еще в октябре 2023 г. американская фармацевтическая компания Regeneron Pharmaceuticals сообщила о положительных предварительных результатах клинических испытаний генно-терапевтического препарата DB-OTO, также содержащего аденоассоциированный вирусный вектор, несущий ген отоферлина.

Фото: https://www.youthvoices.live