Индийский след Туринской плащаницы - новые данные исследования ДНК
Слева - фрагмент изображения Туринской плащаницы. Справа - Оплакивание Христа. Художник Петрус Кристус (1425–1476)

Индийский след Туринской плащаницы - новые данные исследования ДНК

Туринская плащаница – одна из важнейших христианских реликвий и одновременно – загадка для ученых. В католической традиции считается, что в эту ткань 2000 лет назад было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. Характер ран изображенного на ткани – спереди и сзади – человека позволяет сделать вывод, что он был распят на кресте и претерпел пытки, которым, согласно Новому Завету, подвергался Иисус Христос. Долгие годы идет спор о том, что же такое Туринская плащаница – действительно христианская святыня или всего лишь умелая подделка, сотворенная кистью художника

Если верить в подлинность реликвии, то путь Туринской плащаницы начался в 30-33 г. н.э. в Иерусалиме. Много лет реликвия была сокрыта, но в 944 году н.э. обнаружилась в Эдессе, ныне турецком городе Урфе (Şanliurfa), затем находилась в Константинополе (Стамбуле). Плащаница принадлежала византийским императорам до 1204 г., затем после взятия Константинополя войсками крестоносцев была ими передана в Афины, где оставалась до 1225 г. Далее, согласно документальным свидетельствам, она находилась во Франции в 1353-1357 гг., и в Швейцарии в 1502-1578 гг., а с тех пор и до настоящего времени – в итальянском Турине.

Однако подлинность Туринской плащаницы вызывала сомнения еще в старые времена, когда она вдруг появилась «ниоткуда». Первые критические исследования плащаницы были предприняты 600 лет назад французским священником и ученым Улисом Шевалье, который изучил документы своего времени, имеющие отношение к плащанице и обнаружил даже упоминание о художнике - авторе изображений на полотне. Кроме того, в 1389 г. французский епископ Пьер Дарси утверждал, что есть признания художника - автора изображения, а церковь просто наживается на покрывале, перекачивая деньги в свою копилку из карманов верующих.

В отличие от средних веков, современная наука предлагает различные способы датировки этого памятника. В 1988 г. возраст Туринской плащаницы пытались оценить с помощью методов радиоуглеродного анализа, и с 95% достоверностью результаты показали, что «годом рождения» реликвии может быть период 1260-1390 гг. н.э., то есть, скорее всего, это полотно – средневековая подделка. Тем не менее, уверенности в правильности выводов не было – смущала технология производства ткани и химический состав волокон. Кроме того, после пожара 1532 г. плащаница подверглась реставрации, в процессе которой ее могли пропитывать растительными маслами. Привнесение свежего органического материала могло привести к изменению соотношения изотопов углерода, а следовательно, к «омоложению» радиоуглеродного возраста.

Ученые решили пойти другим путем. За столетия плащаница оказалась испачкана множеством субстанций. Ее трогали руками, оставляя на ней частицы эпителия кожи, к ней прилипала пыльца деревьев… Пыльца каких деревьев чаще прилипала к плащанице, где они растут? Люди какого этноса чаще дотрагивались до полотнища, где они живут? Если узнать это, можно предположить, в каких местах находилась плащаница.

Были тщательно проанализированы образцы частиц пыли из плащаницы, содержащие пыльцу растений, клеточный дебрис (остатки клеток) и другие органические материалы, например, растительные волокна или частицы крови. Чтобы определить принадлежность пыльцы тому или иному растению, ее рассматривали в микроскоп. Оказалось, что географические районы, где произрастают растения обнаруженных видов, вполне соответствуют предполагаемым перемещениям Туринской плащаницы, что, казалось бы, говорит в пользу ее подлинности, хотя, на самом деле, ничего не доказывает.

Сейчас итальянские ученые проанализировали ДНК, выделенную из тех же образцов, которые были исследованы в 1988 г., чтобы на более высоком технологическом уровне определить виды растений и этническую принадлежность людей, чей биологический материал был в этих образцах. Для этого был проведен так называемый анализ гаплогрупп – ДНК-«маркеров», показывающих принадлежность человека к различным этносам.

Что касается растений, то большинство найденных видов были широко распространены в Европе до рождения Иисуса. Некоторые характерны для средиземноморских стран (клевер, бананы), для Центральной Европы, Северной Африки, Среднего Востока. Чаще всего встречалась ДНК растений рода Picea – это ель. Разные виды ели произрастают в Европе и в других регионах Северного полушария в умеренном и холодном климате. Среди сельскохозяйственных культур Старого Света был найден цикорий, огурец, виноградная лоза. Ряд растений имеет американское (белая акация) и восточноазиатское (редкие виды груши и сливы) происхождение.

Большим было разнообразие гаплогрупп человеческой ДНК, что говорит о том, что с Туринской плащаницей контактировало множество людей из Европы, из Северной и Восточной Африки, Среднего Востока и даже из Индии. Несколько неожиданным было обнаружение гаплогрупп ДНК, характерных для индийского субконтинента; один из них встречается практически только в Восточной Индии. Конечно, скорее всего, среди паломников были выходцы из Индии, но есть и вероятность, что там была изготовлена сама ткань. В поддержку этой гипотезы говорит то, что первоначальное название Туринской плащаницы было Sindon, что, возможно, происходит от Sindia или Sindien, то есть, ткань, происходящая из Индии.

Таким образом, Туринская плащаница находилась в самых разнообразных условиях - от ферм до лесов и гор, и результаты исследования не решают спор о ее происхождении или каких-то деталях перемещений. Ткань может происходить из средневековой Западной Европы, где с ней соприкасались паломники разной этнической принадлежности из разных стран. Возможно и то, что плащаница действительно родом из Иерусалима и ей две тысячи лет – ведь никто пока не доказал, что, если это подделка, то обязательно средневековая, а не более ранних времен?

По: http://www.nature.com и http://krotov.info

Фото: https://commons.wikimedia.org и https://en.wikipedia.org; Авторские права: public domain.