Как собаки завоевывают наши сердца
Физиология
Ума сладко спит, насмотревшись в глаза хозяйки

Как собаки завоевывают наши сердца

Если вы думаете о своей собаке, как о «пушистом ребенке», у науки теперь есть этому объяснение. Недавние исследования показали, что, когда мы смотрим собаке в глаза, у нас происходит активация того же гормонального ответа, который возникает при общении со своими детьми. Это первое свидетельство существования такого взаимодействия между человеком и особью другого биологического вида, которое поможет объяснить, как собаки стали нашими компаньонами тысячи лет назад и понять, каким образом эти животные помогают людям с аутизмом или посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Собаки известны своей удивительной способностью взаимодействовать с людьми – кажется, что они понимают нас так, как никакие другие животные. Например, вы можете указать собаке на какой-либо объект, и она посмотрит именно туда, куда вы укажете. Собака интуитивно читает наше намерение «хочу что-то показать» в отличие от наших самых близких родственников – шимпанзе, которых подобное указание на объект может поставить в тупик. Когда люди и собаки смотрят друг другу в глаза, это является признаком понимания и привязанности, хотя волки – самые близкие родственники собак, интерпретируют такое поведение как враждебность.

Именно такое взаимное «рассматривание» возбудило интерес специалиста по поведению животных Т. Кикусюи из Университета Азабу в Сагамихаре (Япония). Ученый, собаковод с большим стажем, задался вопросом о роли гормона окситоцина во взаимодействии между собаками и людьми. Известно, что у человека этот гормон играет важную роль в формировании материнского поведения, проявлении заботы и привязанности к ребенку. Когда мать смотрит ребенку в глаза, в его организме происходит повышение уровня окситоцина, что побуждает младенца в свою очередь смотреть в глаза матери, у которой уровень окситоцина также повышается и т.д. Образуется петля положительной обратной связи, в результате которой между матерью и ребенком устанавливается сильная эмоциональная связь.

Для ответа на вопрос, происходят ли подобные события при общении собаки и ее хозяина, ученые провели эксперимент, в котором участвовало 30 собаководов – их друзей и соседей, а также нескольких людей, содержащих волков в качестве домашних животных. Сам Кикусюи также принял участие в эксперименте со своими пуделями Анитой и Жасмин. Во время эксперимента владельцы животных в течение получаса активно общались со своими питомцами: ласкали, разговаривали с ними и смотрели им в глаза. При этом волки в отличие от собак почти не вступали в зрительный контакт со своими хозяевами.

Результаты эксперимента показали, что в парах человек-собака, которые долго смотрели друг другу в глаза, уровень окситоцина у животных повысился на 130%, а у их владельцев – на 300%. В других случаях, а также в парах человек-волк, уровень окситоцина не менялся. Если же собакам перед общением с хозяевами вводили окситоцин в виде назального спрея, то в этом случае время зрительного контакта с человеком оказывалось для сук в полтора раза больше, чем для кобелей. Вероятно, этот факт объясняется важной ролью окситоцина, которую этот гормон играет в процессе родов и лактации у самок животных.

Таким образом при взаимодействии человека и собаки был выявлен тот же тип окситоциновой положительной обратной связи, что и между матерью и младенцем. Именно этот факт, возможно, и сыграл решающую роль в одомашнивании собак: только те волки, которые могли сблизиться с людьми, получали от них уход и защиту. Кроме того, возможно, что и сам человек развивал способность отвечать животным взаимностью, приспосабливая материнский механизм обратной связи к другому биологическому виду. Кикусюи предполагает, что такая адаптация была значима и для людей, ведь окситоцин уменьшает тревожность, а чем меньше стресса, тем лучше для здоровья.

Но хотя мы и можем думать о своей собаке как о ребенке, сами собаки не обязательно рассматривают нас как своих родителей. Вероятно, для них мы просто друзья. Ведь зрительный контакт происходит не в вакууме, а такое общение с животным, как игра и кормление, тоже повышают уровень «гормона радости», как еще называют окситоцин.

По: News.ScienceMag – Brain