Как связаны рак молочной железы и ожирение
Раковая клетка молочной железы. Сканирующая электронная микроскопия.

Как связаны рак молочной железы и ожирение

Известно, что ожирение является одним из факторов риска развития рака молочной железы, однако механизм этой взаимосвязи остается до конца не изученным. Недавние исследования показали, что у людей с избыточным весом эта болезнь может вызываться не только «химическими» (метаболическими), но и в прямом смысле «механическими» причинами

Наличие ожирения увеличивает риск развития онкологических заболеваний в целом, но это утверждение особенно справедливо в отношении рака молочной железы. По оценкам, полные женщины примерно в полтора раза чаще болеют этим видом рака, чем женщины с нормальным весом.

Одна из возможных причин этого явления состоит в том, что жировая ткань продуцирует гормон эстроген, который может стимулировать развитие рака молочной железы в постменопаузе, когда яичники прекращают его производить. Однако важную роль в этом процессе играет, по-видимому, еще один фактор – «механические» свойства соединительной ткани и внеклеточного матрикса, окружающего клетки молочной железы.

Ученые из Корнелльского университета (США) показали, что структура жировой ткани молочной железы у самок лабораторных мышей может различаться – в ткани страдающих ожирением животных обнаруживаются явные фиброзные изменения. Оказалось, что они являются результатом довольно сложного процесса, связанного с запуском избыточного роста и дифференцировки миофибробластов – клеток, обычно участвующих в заживлении ран, и реформированием структуры коллагена и других белков внеклеточного матрикса.

Этот патологический процесс идет по принципу положительной обратной связи: образование «неправильного» коллагена стимулирует дальнейший рост миофибробластов. Все это приводит к изменению механических свойств внеклеточного матрикса, что, в свою очередь, нарушает процесс механотрансдукции, благодаря которому клетки воспринимают и переводят в биохимические сигналы внешнее механическое воздействие. Нарушение же механотрансдукции ведет к наработке белков, вызывающих рост раковых клеток. Это было подтверждено в эксперименте при совместном культивировании клеток рака молочной железы человека и стромальных (стволовых) клеток жировой ткани мышей: раковые клетки росли быстрее в среде, содержащей клетки «толстых» мышей.

Аналогичные структурные различия и повышенные уровни ключевых белков, участвующих в механотрансдукции, были обнаружены и в образцах биопсии жировой ткани из груди тучных женщин.

Результаты всех этих исследований не только подтверждают высокую степень риска возникновения рака груди при ожирении, но и заставляют задуматься о возможных негативных последствиях использования у таких больных собственного жира для реконструктивной хирургии груди после мастэктомии. Ведь не исключено, что жировая ткань женщин, страдающих ожирением, может повышать у них риск рецидива опухоли.

Но есть и хорошие новости: после того, как «толстые» мыши были посажены на диету, жировая ткань их молочной железы начинала нормализоваться. Возможно, и у человека снижение избыточного веса будет способствовать восстановлению структуры соответствующих тканей и снижению риска возникновения злокачественных новообразований.

По: http://news.sciencemag.org