Как вирус Зика «берет» барьер на пути к будущему ребенку
Частицы вируса Зика (красным цветом). Просвечивающая электронная микроскопия. Credit: NIAID

Как вирус Зика «берет» барьер на пути к будущему ребенку

За пять лет до нынешней коронавирусной пандемии глобальной угрозой для человечества называли лихорадку Зика, которая приводит к врожденным патологиям развития ребенка, находящегося в утробе матери. В последующие годы вспышка этой вирусной инфекции сошла на нет, и про нее «забыли». Но это не означает, что опасность ликвидирована, и ученые продолжают исследование механизма передачи вируса от матери к плоду и поиски специфической терапии

Вспышка лихорадки Зика, вызываемой одноименным вирусом, произошла в 2015–2016 гг. в Южной, а затем и в Северной Америке. И хотя в последующие годы случаи этого заболевания практически не регистрировались, оно может появиться вновь, особенно в районах массового обитания его переносчиков – кусак желтолихорадочных (комаров рода Aedes). Специфического же лечения или вакцины против этой вирусной инфекции пока не создано.

Большинство взрослых людей болеют лихорадкой Зика легко, демонстрируя лишь незначительные гриппоподобные симптомы. Только в редких случаях вирус Зика может сыграть роль спускового крючка для развития неврологического аутоиммунного заболевания – синдрома Гийена-Барре.

Но есть и исключения – будущие матери, особенно на первом триместре беременности. У беременных женщин, инфицированных вирусом Зика, часто рождаются дети с тяжелыми патологиями, в том числе с микроцефалией – недоразвитым головным мозгом. Кроме того, лихорадка Зика может спровоцировать осложнения течения самой беременности, вплоть до выкидыша.

Как известно, защитным барьером для эмбриона, не пропускающим к нему большинство патогенов, включая вирусы, служит плацента – внезародышевый орган, связывающий организмы будущего ребенка и его матери. Как же обходит этот заслон вирус Зика?

Ученые из университета Южной Флориды и Йельского университета в Нью-Хейвене (США) выяснили, что заражение происходит через специализированные иммунологически активные децидуальные клетки плодовой оболочки.

Децидуальная ткань, которая формируется при беременности из клеток эпителия слизистой оболочки матки, занимает промежуточное положение между материнским организмом и плодом. Децидуальные клетки участвуют в поддержании и регуляции развития эмбриона, защищают материнский организм от высокой метаболической активности плода и выполняют другие разнообразные функции. И эти же клетки могут служить резервуаром, способствующим передаче вируса Зика через плаценту будущему ребенку

Оказалось, что в децидуальных клетках, с одной стороны, хуже работают гены врожденного иммунного ответа; с другой стороны – в них повышена активность генов, кодирующих молекулы, которые вирус Зика использует для проникновения в клетку. Все это открывает вирусу Зика широкие возможности для размножения на ранних стадиях беременности.

Попав в децидуальную клетку, вирус берет под контроль ее молекулярные механизмы, заставляя копировать вирусный генетический материал и нарабатывать вирусные белки. Новые вирусные частицы, высвобождающиеся из таких клеток, через выросты ворсинчатой внезародышевой ткани инфицируют клетки трофобласта – наружного слоя зародышевых клеток, из которых и развивается плацента. Без такого посредничества клетки трофобласта остались бы незараженными.

Хорошая новость состоит в том, что ученым, похоже, удалось найти лекарство, препятствующее заражению как децидуальных клеток, так и трофобласта. Речь идет об тизоксаниде – активном метаболите нитазоксанида, противопаразитарного и противовирусного препарата широкого спектра действия, который используется для лечения различных глистных, протозойных и вирусных инфекций. Кстати сказать, сейчас тизоксанид проходит клинические испытания и против COVID-19.

Чтобы понять, способно ли это перспективное лекарство в реальной жизни блокировать передачу вируса Зика плоду, нужны дополнительные исследования. Вопрос этот не праздный и для нашей страны, где были описаны случаи завоза болезни из курортных районов Индии и Доминиканской республики. К тому же в юго-западных областях России встречаются комары Aedes albopictus, что открывает возможность формирования там местных природных очагов лихорадки Зика.