Макаки-аутисты: сделано в Китае
Macaca fascicularis, Нжагаи Сианок, Букиттинги, Западная Суматра

Макаки-аутисты: сделано в Китае

Аутизм, точнее, расстройства аутистического спектра, – группа распространенных психических заболеваний; по данным ВОЗ, аутизмом страдает в среднем один ребенок из 160. Проявляется аутизм главным образом серьезными нарушениями в сфере социального взаимодействия и склонностью к навязчивым повторяющимся движениям. Причины возникновения заболевания неясны, но известно, что к развитию аутизма могут быть причастны не меньше сотни разных генов. Один из способов изучать неоднозначные, сложные расстройства здоровья – использование животных моделей. Чаще всего это мыши или крысы, есть и мышиная модель аутизма. Но изученные на грызунах закономерности зачастую имеют мало отношения к тому, что происходит в организме человека. Теперь ученые создали обезьянью модель аутизма и надеются, что это позволит существенно продвинуться в исследовании причин и механизмов развития этой группы заболеваний.

Ученые из Института нейробиологии Китайской академии наук в Шанхае еще в 2010 г. встроили в геном яйцеклетки макак-крабоедов (Macaca fascicularis) человеческий ген MECP2, который кодирует белок, участвующий в развитии нервной ткани. Мутации в этом гене приводят к развитию синдрома Ретта – это тяжелое нейродегенеративное заболевание, преимущественно возникающее у девочек, в симптоматику которого входят и аутистичные симптомы. У людей, которые имеют не мутации, а дополнительные копии гена MECP2, также наблюдаются серьезные неврологические расстройства, и, в том числе, симптомы аутизма.

Итак, яйцеклетки макак, несущие ген MECP2, были оплодотворены и имплантированы самкам, в результате чего родилось восемь детенышей, каждый из которых имел от одной до семи дополнительных копий MECP2. Примерно через год обнаружилось, что поведение обезьян имеет странности, похожие на симптомы аутизма: животные монотонно бегали по кругу; наткнувшись на другую обезьяну, они ее перепрыгивали или обходили, но затем опять возвращались на свою траекторию. Специальные тесты показали, что все обезьяны имеют, по крайней мере, один симптом, похожий на аутистический. Это были повторяющиеся действия или признаки асоциального поведения, и эти симптомы были более серьезными у самцов, чем у самок, аналогично тому как у людей с удвоенным геном MECP2 наблюдаемые симптомы тяжелее у мужчин.

Однако когда результаты были представлены к публикации с выводом, что создана обезьянья модель аутизма, ученым предложили еще немного поработать и доказать это. Тогда досрочно было создано следующее поколение макак. Когда обезьянкам было всего 27 месяцев (они еще не были половозрелыми), у них взяли кусочки ткани яичника и имплантировали их под кожу на спине кастрированных мышей, в результате чего яичник быстро созрел и стал способен продуцировать сперматозоиды, которыми оплодотворили самок обезьян. Родившиеся в результате макаки продемонстрировали асоциальное поведение в возрасте примерно 11 месяцев. Таким образом, и черезмерная копийность MECP2 и симптомы, похожие на симптомы аутизма, были унаследованы.

Так как мозг обезьяны меньше отличается от человеческого, чем мозг мыши, обезьянья модель позволит провести больше параллелей с людьми. Но, как и у мышей, у обезьян аутистические симптомы слабее, чем наблюдаемые у больных людей; кроме того, у обезьян, в отличие от людей с удвоением MECP2, отсутствуют некоторые симптомы, например, судороги и тяжелые когнитивные проблемы. Так что еще неизвестно, насколько макаки-аутисты помогут проникнуть в суть человеческого заболевания.

Авторы, тем временем, воодушевлены перспективой использования модели для определения районов мозга, в которых избыточная экспрессия MECP2 вызывает проблемы, с помощью технологий визуализации процессов работы мозга. Далее исследователи планируют использовать технику редактирования генома CRISPR, чтобы «выбить» дополнительные копии MECP2 из клеток этих регионов мозга, и проверить, исчезнут ли симптомы.

Даже если все получится, маловероятно, что такой метод может быть в ближайшее время одобрен для использования у людей. Но выявление регионов-мишеней может быть полезным для уточнения других существующих методов лечения - например, глубокой стимуляции мозга, которая представляет собой раздражение определенных участков головного мозга высокочастотными электрическими импульсами, и которая имела успех при лечении болезни Паркинсона и депрессии.

По: http://www.nature.com