Мелатонин – лекарство от рассеянного склероза?
Медицина
Флуоресцентная микроскопия культуры нейронов, изображение составлено из 6 снимков, сделанных на 40-кратном увеличении. Фото Dr. Jan Schmoranzer

Мелатонин – лекарство от рассеянного склероза?

Мелатонин – это гормон эпифиза, который регулирует наши «биологические часы», поддерживая цикл сна-бодрствования в рамках суточного ритма. Синтез мелатонина зависит от интенсивности освещения: при дневном свете его уровень минимален, а с наступлением темноты его секреция в кровь возрастает. Известно, что мелатонин обладает и другими эффектами, например, антиоксидантным и иммуномодулирующим. Недавние же исследования показали, что этот гормон способен облегчить течение одной из тяжелых аутоиммунных болезней – рассеянного склероза.

Рассеянный склероз – аутоиммунное заболевание, при котором собственные клетки иммунной системы начинают разрушать миелиновую оболочку, покрывающую аксоны, длинные отростки нейрона. Аксоны играют роль «проводов», по которым проходит нервный импульс. Сама оболочка служит для электроизоляции, а в результате ее разрушения прохождение импульса по нервному волокну существенно замедляется. Процесс разрушения оболочки сопровождается развитием воспаления и склерозированием пораженного участка. Все это приводит, в частности, к параличам, проблемам с равновесием и когнитивным нарушениям.

Важную роль в развитии рассеянного склероза играет нарушение баланса между клетками иммунной системы – эффекторными Т-лимфоцитами, непосредственно обеспечивающими иммунный ответ, и регуляторными Т-лимфоцитами. Эффекторные Т-лимфоциты начинают воспринимать собственные клетки организма как «врага» и нападать на них. Регуляторных же Т-лимфоцитов, способных сдерживать агрессивные эффекторные клетки, при рассеянном склерозе образуется значительно меньше, чем в норме. И все же первопричина развития рассеянного склероза до сих пор остается неизвестной. В числе прочего предполагается, что свой вклад вносят факторы окружающей среды, такие как вирусные инфекции или недостаток витамина D, который вырабатывается в организме под воздействием солнечных лучей (основанием для этого служит рост заболеваемости от экватора к полюсам).

Multiple_Sclerosis_Prevalence-compressor.jpg

Распространенность рассеянного склероза. Большая интенсивность цвета соответствует большей распространенности заболевания. По: https://commons.wikimedia.org. Авторские права: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/deed.en. Был изменен размер картинки

Ученые из Института неврологических исследований Рауля Карреа (Буэнос-Айрес, Аргентина) заметили, что, помимо географической, наблюдается еще и сезонная изменчивость заболеваемости рассеянным склерозом. В течение года они наблюдали 139 больных, отслеживая у них уровень 6-сульфатоксимелатонина – основного метаболита мелатонина, уровень которого в утренней моче коррелирует с уровнем ночной секреции мелатонина. Осенью и зимой, когда мало солнечного света и синтез мелатонина максимален, частота рецидивов/обострений рассеянного склероза у пациентов была на треть ниже, чем в остальное время года, когда уровень мелатонина естественным образом падает.

Исходя из того, что ключевую роль в патогенезе заболевания играет иммунная система, ученые предположили, что мелатонин принимает непосредственное участие в регуляции ее работы. Гипотеза была проверена на культуре клеток человека и на лабораторных мышах, у которых болезнь была искусственно вызвана. Когда больным животным давали мелатонин, баланс между «вредными» эффекторными и «полезными» регуляторными Т-клетками сдвигался в сторону нормы: первых становилось меньше, а вторых – больше. Также выяснилось, что мелатонин таким образом изменяет функционирование в клетках ряда белковых факторов транскрипции, участвующих в регуляции экспрессии генов, что процесс дифференцировки Т-клеток и последующее выполнение ими своих функций сдвигается в сторону нормы. Подобные эффекты наблюдались и в культуре человеческих клеток.

Чтобы убедиться, что мелатонин имеет такое же действие на людей, живущих в разных климатических зонах, как и на пациентов из Буэнос-Айреса, требуются дальнейшие клинические исследования. Не исключено, что больные рассеянным склерозом, ознакомившись с результатами этих работ, могут начать самовольно принимать препарат мелатонина, свободно продающийся в аптеках как средство для улучшения сна. Однако по мнению самих исследователей, делать это преждевременно, так как еще не вполне понятны тонкие молекулярные механизмы, по которым в данном случае действует гормон. Ведь пока ученые сделали только первые шаги в изучении нового эффекта мелатонина, которые, в конечном счете, могут привести к его внедрению в практику лечения больных рассеянным склерозом.

По http://news.sciencemag.org