“Несовершенные” вакцины – опасность или все-таки благо?

“Несовершенные” вакцины – опасность или все-таки благо?

Вакцинация каждый год спасает миллионы людей, вакцины обучают нашу иммунную систему эффективно бороться с определенными вирусами или бактериями. Но в некоторых случаях вакцинация может быть причиной появления более опасных штаммов патогенов - в случае использования так называемых “несовершенных” (imperfect) или “дырявых” (leaky) вакцин, которые только уменьшают тяжесть болезни, но не предотвращают ее дальнейшее распространение: больной заразен.

Ученые из Университета штата Пенсильвания (США) и Института Пирбрайт (Великобритания) во главе с Э. Ридом провели исследование, выявившее ряд закономерностей относительно эпидемиологии (точнее, эпизоотологии) болезни Марека, герпесвирусной инфекции кур. Вирус в виде зрелых вирионов содержится, в частности, в клетках эпителия перьевых фолликулов больной птицы. Частицы эпителия перьевых фолликулов выделяются в окружающую среду птичника, и птица заражается, вдыхая (с пылью) вирусные частицы.

Болезнь Марека за последние несколько десятилетий стала существенно более вирулентной. Возможно, виной этому рутинная вакцинация птиц, для которой используется «несовершенная» вакцина. Вакцинированные, но все-таки заболевшие куры не умирают, но болеют и заражают своих соседей. Более того, высоковирулентные штаммы вируса не исчезают вместе с больной птицей, а распространяются в популяции.

В одном из экспериментов ученые заражали кур штаммами болезни Марека разной вирулентности. Невакцинированные птицы, зараженные высоковирулентным штаммом, умирали так быстро, что из их перьевых фолликулов успевало выделиться на порядки меньше вирусных частиц, чем из перьевых фолликулов птиц, инфицированных низковирулентными штаммами. Для вакцинированных птиц верно обратное: зараженные наиболее вирулентными штаммами выделяли больше вируса, чем птицы, зараженные низковирулентным штаммом.

В другом эксперименте невакцинированные куры, зараженные максимально вирулентными штаммами, были помещены вместе со здоровыми птицами. Они умерли так быстро, что болезнь не успела распространиться среди здоровых кур. Но вакцинированные куры, также зараженные высоковирулентным штаммом, жили дольше и все здоровые птицы, помещенные с ними, заразились и погибли. Таким образом, вакцинация способствовала передаче вируса, в ином случае слишком летального, чтобы передаваться дальше, и невакцинированные особи оказались в группе высокого риска болезни и смерти.

Рид приводит в качестве другого примера кальцивирусную инфекцию кошек, серьезные вспышки которой наблюдались как раз среди вакцинированных животных. Вызывает беспокойство и вирус птичьего гриппа: тогда как в Европе и Соединенных Штатах целые стаи птиц (среди которых есть больные) выбраковывают, азиатские фермеры часто используют “несовершенные” вакцины против птичьего гриппа.

Большинство вакцин, использующихся в настоящее время для иммунизации людей, не относятся к «несовершенным» и качественно останавливают распространение болезни. Но для защиты от ряда заболеваний, например, малярии и лихорадки Эбола, сейчас «от безысходности» разрабатываются и «дырявые» вакцины, чтобы хотя бы снизить тяжесть заболевания, раз пока не удается справиться с ним радикально.

Мнения ученых относительно того, действительно ли вакцины могут способствовать появлению и распространению высокопатогенных штаммов болезнетворных агентов, расходятся. Несмотря на то, что авторы работы всего лишь призывают к принятию дополнительных мер для предотвращения передачи возбудителя в случаях использования «несовершенных» вакцин, другие ученые требуют прекратить панику и не играть на руку движению антипрививочников. Они заявляют, что эксперименты Рида, несмотря на несомненность результатов конкретных экспериментов, не доказывают того, что именно из-за вакцинации птиц болезнь Марека стала в целом более смертельной.

Как ни парадоксально, если Рид прав, и вакцинация может способствовать увеличению вирулентности и патогенности болезнетворных агентов, станет совершенно необходимой тотальная вакцинация, чтобы опасные штаммы не могли никому причинить вреда. Именно это происходит сейчас с курами – вакцина все еще работает хорошо и прививка может быть поставлена буквально каждой птице.

По http://news.sciencemag.org