2023
От защиты кефира – к редактированию генома
Медицина
Адсорбция бактериофагов на поверхности бактериальной клетки. Электронная микроскопия

От защиты кефира – к редактированию генома

Механизмы, с помощью которых бактерии избегают инфекции бактериофагами, были открыты благодаря прикладным исследованиям в интересах молочной промышленности: молниеносно протекающие атаки фагов на бактерии, сбраживающие молоко, приводят к значительным экономическим потерям. Один из таких механизмов – система бактериального иммунитета CRISPR-Cas, с помощью которой бактерии способны «записывать» в собственный геном и передавать потомству информацию о фагах, с которыми они сталкивались в течение жизни. Наличие таких «воспоминаний» позволяет распознавать ДНК фага и эффективней противостоять ему при повторных инфекциях.

В настоящее время к системам CRISPR-Cas приковано пристальное внимание, так как они стали основой революционной технологии редактирования геномов, которая в будущем, возможно, позволит создавать новые породы и сорта сельскохозяйственных животных и растений и лечить генетические заболевания.

Подробнее об этом читайте в свежем номере «НАУКИ из первых рук», в статье «Вирусы и бактерии. Великое противостояние» аспирантов Сколковского института науки и технологий (Москва) А. А. Ширяевой и А. В. Строцкой и К. В. Северинова, д.б.н., профессора Сколковского института науки и технологий (Москва), Ратгерского университета (Нью-Джерси, США), Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; зав. лабораторией регуляции экспрессии генов мобильных элементов прокариот Института молекулярной генетики РАН (Москва) и лаборатории молекулярной генетики микроорганизмов Института биологии гена РАН (Москва).