Откуда взялись иноходцы
Исландия. Лошади

Откуда взялись иноходцы

Верховая езда в наши дни – хобби или спорт, но еще не так давно лошадь была частью повседневной жизни. Комфорт при передвижении на лошади был делом не последней важности, поэтому особенно ценились лошади с более плавной походкой – иноходью, когда животное переставляет одновременно обе правые или левые ноги. Существуют и другие варианты «альтернативной походки» лошадей, например, характерный для исландских лошадей тельт, однако все они обусловлены точечной мутацией в гене DMRT3, белковый продукт которого участвует в координации движений. Мутация приводит к тому, что полноценный белок с этого гена не считывается. Недавно ученые из разных стран Европы выяснили, когда и где появились лошади с такой мутацией.

Ученые исследовали девяносто образцов лошадиной древней ДНК, датируемых периодом от 6000 лет до н.э. и до XI века, и искали в них мутацию DMRT3. Мутантный вариант был обнаружен в обоих образцах ДНК английских лошадей, живших в IX в. и в десяти из тринадцати образцов ДНК исландских лошадей, датируемых IX – XI вв.

Маловероятно, что мутация произошла практически одновременно у лошадей и Исландии и Англии. Скорее всего, в Исландию ввезли лошадей, обладающих ей.

Мультипликационная последовательность лошадиной иноходи https://ru.wikipedia.org

На северо-восток Англии, где жили лошади-иноходцы, в IX веке неоднократно вторгались викинги; город Йорк даже был захвачен ими. Ученые предположили, что викинги перевезли лошадей-иноходцев из Англии в Исландию при ее колонизации. Вероятно, они специально выбирали лошадей с такой походкой, а потом мутация закрепилась за счет географической изолированности острова и того, что популяция состояла из небольшого числа особей.

Привезти иноходцев из родной Скандинавии викинги не могли: у скандинавских лошадей мутации DMRT3 не обнаружили, как и у лошадей континентальной Европы.

По остальному миру иноходцы, видимо, распространились позже с помощью тех же викингов, которые вели торговлю со странами континентальной Европы и Ближнего Востока.

Фото: https://pixabay.com