По бактериям кишечника можно предсказать развитие астмы
Медицина
Трехмерная модель микробной среды кишечника человека

По бактериям кишечника можно предсказать развитие астмы

Ответ на вопрос, почему одни дети заболевают астмой, а другие нет, как это ни неожиданно, могут дать грязные пеленки младенцев, а точнее, наличие или отсутствие определенных бактерий в кишечнике. Это открытие может помочь выявлять детей с высоким риском развития астмы, и привести к разработке пробиотиков – препаратов, содержащих «полезные» бактерии, которые предотвратят болезнь.

Последние исследования микробиома – совокупности микроорганизмов, обитающих в организме человека, – приводят к новому пониманию роли микробиома в формировании здоровья. В частности, на шансы заболеть той или иной болезнью могут влиять особенности микробиома младенцев в первые месяцы жизни. Различия могут определяться особенностями питания, действием антибиотиков, способом рождения – состав микробиома будет разным у детей, родившихся естественным путем, и у детей, появившихся на свет в результате кесарева сечения, и так далее.

Косвенные данные, указывающие на связь особенностей микробиома и риска развития астмы, существуют, но доказательств этому до последнего времени не было. В рамках проекта по многолетнему исследованию развития здоровых детей грудного возраста в Канаде (Canadian Healthy Infant Longitudinal Development, CHILD), канадские ученые собрали образцы кала и мочи более чем 300 младенцев. Исследователи определяли уровень присутствия в кишечнике 3-месячных детей тех или иных бактерий с помощью технологий высокоэффективного секвенирования – по уровню наличия генетического материала бактерий.

Затем результаты исследования микробиома кишечника сопоставили с показателями здоровья детей – и оказалось, что у младенцев, у которых в 3-месячном возрасте было обнаружено мало или вообще не обнаруживалось присутствия четырех бактерий: Lachnospira, Veillonella, Faecalibacterium и Rothia, к годовалому возрасту развивались ранние признаки развития астмы. При этом у здоровых в этом отношении детей всегда в 3-месячном возрасте наблюдался высокий уровень упомянутых четырех бактерий.

Различался и уровень ряда веществ в образцах мочи – это были соединения, которые вырабатывают бактерии, но, распределяясь по организму, эти вещества оказывают влияние на иммунную систему таким образом, что риск развития астмы возрастает.

Чтобы получить доказательства гипотезы, ученые провели эксперимент на лабораторных мышах, рожденных в стерильной окружающей среде и не имеющих своего микробиома. После того как кишечник таких мышей заселили бактериями из образца кала 3-месячного младенца, подверженного астме, в легких животных появились симптомы воспаления. Когда исследователи дали мышам недостающую четверку микроорганизмов, риск развития у них астмы снизился.

Пользуясь полученными данными, можно, как минимум, на ранних стадиях развития выявлять детей, имеющих высокий риск развития астмы. Напрашивается и другой вариант: использовать смесь этих четырех бактерий (кстати, такая комбинация бактерий не найдена в использующихся пробиотиках) чтобы предотвращать развитие заболевания. Но «подселить» нужные бактерии может оказаться нелегко, ведь у ребенка уже есть микробиом, и «первые колонисты» могут затруднять заселение новых штаммов.

Сейчас ученые продолжают следить за здоровьем детей: у более чем трети детей из группы, в которой был выявлен недостаток четырех бактерий, уже развилась полноценная астма. Для подтверждения полученных результатов необходимо провести более широкие исследования, на большей выборке, так как известно, что микробиом людей различных культур отличается, и нужно понять, насколько полученные данные универсальны

По: http://news.sciencemag.org

Изображение Pacific Northwest National Laboratory; https://www.flickr.com.

Подробнее об этом