Почему волосы редеют? Стволовые клетки волосяных фолликулов превращаются в клетки кожи
В отсутствие белка 17A1 стволовые клетки волосяных фолликулов трансформируются в клетки кожи – эпидермальные кератиноциты (на фото), которые легко отшелушиваются от поверхности кожи.

К сожалению, с возрастом мы не становимся ни здоровее, ни красивее, и наши волосы – не исключение, они становятся более тонкими и редкими. Какие процессы приводят к этим изменениям на клеточном и молекулярном уровне и нельзя ли на них повлиять? Ученые из Токийского университета медицины и стоматологии (Япония) и Колорадского университета в Боулдере (США) исследуют процессы регуляции работы стволовых клеток на модели стволовых клеток волосяных фолликулов и заодно узнают молекулярные механизмы возрастной потери волос.

Стволовые клетки способны регенерировать в течение всей жизни организма и производить специализированные клетки разных типов. Правда, со временем стволовые клетки тоже стареют и их репликативная способность снижается. В отличие от стволовых клеток крови или слизистой оболочки кишечника, стволовые клетки волосяных фолликулов функционируют циклически, за активной фазой следует неактивная, в которой они перестают делиться и «строить» волосы. По данным ученых из Колорадского университета, за эту цикличность отвечает транскрипционный фактор Foxc1, который экспрессируется (активируется) только в активных стволовых клетках волосяных фолликулов. Это подтвердили эксперименты на мышах, лишенных Foxc1, у которых активированные стволовые клетки не возвращаются в бездействующее состояние. Ученые пришли к выводу, что активные клетки производят Foxc1 для того, чтобы потом временно прекратить делиться, контролируя таким образом активность процесса.

Чтобы выяснить, почему волосы редеют в старости, ученые из Токийского университета медицины и стоматологии сначала провели исследования на мышах. Они обнаружили, что под влиянием накопленных с возрастом ошибок в ДНК в волосяных фолликулах происходит разрушение белка, называемого коллаген 17A1. В отсутствие этого белка стволовые клетки волосяных фолликулов трансформируются в клетки кожи – эпидермальные кератиноциты, которые легко отшелушиваются от поверхности кожи. Со временем это происходит со все большим числом стволовых клеток, соответственно, волосяные фолликулы уменьшаются и, в конце концов, исчезают.

Такое превращение клеток было впервые показано в связи с процессами старения, и это очень интересно, что стареющие клетки изменяют свой тип, а не совершают самоубийство путем апоптоза (запрограммированной гибели клеток) или просто не прекращают делиться.

Далее ученые проанализировали волосяные фолликулы в коже головы женщин в возрасте от 22 до 70 лет и обнаружили, что фолликулы у женщин старше 55 лет были меньше и в них обнаруживался более низкий уровень коллагена 17A1. Видимо, и у людей к истончению и выпадению волос, связанному с возрастом, приводят процессы, аналогичные обнаруженным у мышей. Возможно, коллаген 17A1 может стать мишенью для лечения возрастного выпадения волос.

По: http://www.sciencemag.org