Полезен ли рыбий жир? Зависит от вашей ДНК
Медицина

Полезен ли рыбий жир? Зависит от вашей ДНК

Незаменимые омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3 ПНЖК) в последние годы активно используются для профилактики и лечения ряда заболеваний, в частности, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Однако результаты клинических испытаний препаратов, содержащих Омега-3, неоднозначны, но надо признать, что большая их часть все же подтверждает пользу от приема Омега-3. На основе недавних исследований генома коренного населения Гренландии ученые делают вывод, что прием Омега-3 полезен не каждому, и что это зависит от генетического варианта.

Эскимосы Гренландии (или, как они сами себя называют, инуиты) в течение долгого времени жили в экстремальных условиях Арктики. Низкие среднегодовые температуры, нехватка продуктов, специфический рацион, в основном состоящий из мяса, рыбы и морских млекопитающих, богатых белком и полиненасыщенными жирными кислотами, в частности, Омега-3, вынуждали инуитов приспосабливаться к специфическим условиям Севера, в том числе и на генетическом уровне.

У гренландских эскимосов в отличие от многих других популяций практически не встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы. Этот факт уже давно связывают с тем, что в плазме крови инуитов содержится значительно меньше Омега-6 ПНЖК и значительно больше Омега-3 ПНЖК, чем у жителей Западной Европы, и сделали следующий вывод: нужно по примеру эскимосов потреблять больше продуктов, содержащих Омега-3.

Недавно ученые из Калифорнийского университета в Беркли (США) исследовали геном эскимосов Гренландии, сравнив ДНК 191 инуита с ДНК 60 европейцев и 44 китайцев хань. В геноме инуитов были обнаружены существенные отличия от ДНК европейцев и китайцев. Наибольшие отличия были обнаружены на 11 хромосоме, а именно, среди генов, которые участвуют в метаболизме жирных кислот. Один из аллельных вариантов, который присутствовал практически у всех инуитов, был только у 15% китайцев, а у большинства европейцев – отсутствовал. Такие сильные различия встречаются редко. Высокая распространенность одного из генетических вариантов в популяции говорит о том, что для этой популяции он крайне важен.

Исследователи пришли к выводу, что именно эти особенности ДНК эскимосов и, соответственно, их особенности метаболизма жирных кислот, как раз и ответственны за то, что они почти не страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Конкретный механизм пока не ясен, предполагается только, что играет роль изменение соотношения широкого спектра жирных кислот в организме. Соответственно люди, у которых нет в ДНК особенностей генома эскимосов, скорее всего, не будут защищены от этих заболеваний, даже если увеличат количество потребления продуктов, содержащих Омега-3.

Кстати, более низкий по сравнению с европейцами – примерно на 2 см в среднем – рост инуитов тоже обусловлен различиями в генах, кодирующих ферменты, участвующие в метаболизме жирных кислот: состав и концентрация жирных кислот влияет на процесс регуляции работы гормона роста.

У работы есть и критики – так, У. Гилленстен из университета Уппсала (Швеция) считает, что генетические варианты, имеющиеся у большинства людей, просто более эффективны при получении жирных кислот из растений. У эскимосов же, диета которых и так богата жирными кислотами, в этом эффективном варианте нужды не возникло, и вместо него сохранился старый вариант.

В любом случае, разные человеческие популяции адаптированы к различным диетам, и то, что хорошо для одного, может быть не так хорошо для другого. И американские, и шведские ученые сходятся на том, что рано или поздно диета будет составляться индивидуально, исходя из персонализированного генетического профиля человека.

По: http://news.sciencemag.org