• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
5509
«Принцессу Укока» подменили «амазонкой»
Археология
Впервые реконструкция внешнего облика погребенной в кургане 1 могильника Ак-Алаха 1 девушки (слева) примерно 16 лет (по заключению антрополога д. и. н. Татьяной Чикишевой), была проведена Татьяной Балуевой (Институт антропологии, Москва).

«Принцессу Укока» подменили «амазонкой»

В начале нынешнего года в интернет-СМИ прошла волна публикаций, посвященная антропологической реконструкции облика якобы «алтайской принцессы», обнаруженной в 1993 г. в «замерзшем» погребении пазырыкской культуры на алтайском плато Укок  (например, Моя Планета).
Женщина, чья мумия была обнаружена в 1993 г. в «замерзшем» погребении пазырыкской культуры на алтайском плато Укок и названная СМИ «алтайской принцессой», получила широкую известность, и не только в нашей стране.  Большой общественный резонанс вызвала и недавняя публикация уникальных результатов томографического исследования ее забальзамированных останков, благодаря которому удалось пролить свет на подробности жизни и смерти погребенной и подтвердить ее статус «избранницы духов» (Полосьмак, 2014). Неудивительно, что возможность воочию увидеть лицо этой «избранницы духов», жившей более двух с половиной тысячелетий назад, вызвала большой интерес. Этому способствовало и мастерство швейцарского антрополога М. Ниффенеггера, который, по его словам, способен на основе самых последних научных разработок почти со стопроцентной точностью воссоздавать облик человека по его черепу. Лицо, созданное Ниффенеггером в 2010 г. с использованием силикона и даже «донорских» волосинок для реконструкции бровей и ресниц, поражает как своим реализмом, так и необычностью облика. Но это … лицо не «принцессы Укока»!

Истоки «портретной путаницы» ведут свое начало от первого упоминания работы Ниффенеггера в блоге барнаульского эколога и фотографа А. Эбеля, который привел ссылку на сайт антрополога. Затем корректную и достаточно полную информацию опубликовали региональные СМИ (например, Горно-Алтайск.Инфо). Ну а затем информация пошла «гулять» по различным новостным ресурсам, по мере сокращения теряя правдивость.
На самом деле «моделью» для швейцарского антрополога послужили останки 16-летней девушки, захороненной на плато Укок в могильнике Ак-Алаха I, расположенном рядом с захоронением Ак-Алаха III, где и была обнаружена легендарная мумия «принцессы». В иной мир эта девушка отправилась в мужском костюме и прекрасной вооруженной. Как отмечает исследователь пазырыкских курганов Н. В. Полосьмак в книге «Стерегущие золото грифы» (1994), погребение столь ярко выраженной амазонки – явление, уникальное для пазырыкской культуры. По ее предположению, на Ак-Алахе было открыто захоронение представителей до сих пор малоизвестного элитного слоя пазырыкского общества, женщинам которого более, чем другим, в силу каких-то причин была позволена или доступна такая воинственность. В этом же издании были помещены и первая, контурная и графическая антропологическая реконструкция лица девушки-амазонки, погребенной в могильнике Ак-Алаха I, выполненная д. и. н. Т. Балуевой (Институт этнологии и антропологии РАН, Москва), и подробно изложена методика, которая была использована при воспроизведении индивидуальных черт погребенной. Что же касается «алтайской принцессы», то ее антропологическая реконструкция лица по черепу, также выполненная Балуевой, была впервые помещена в монографии Н. Полосьмак «Всадники Укока» (2001), а позже неоднократно публиковалась в других изданиях. А в Музее Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск) имеется скульптурный портрет работы Балуевой, где все желающие могут познакомиться с реальным обликом легендарной «принцессы».

Подробнее об «алтайской принцессе»:

Н. В. Полосьмак.  Всадники Укока // ИНФОЛИО, 2000  

Н. В. Полосьмак, Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.) // ИНФОЛИО, 2005 


Подробнее об этом

Статьи

Материалы

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!