Регуляция боли: гендерные различия
Медицина
Мозг мыши, конфокальная микроскопия. Зеленая окраска – нейроны, красная окраска – клетки микроглии. Scale bar – 20 мкм.

Регуляция боли: гендерные различия

Хроническая боль – одна из существенных проблем здравоохранения. Исследование механизмов ее развития и регуляции и разработка эффективных и безопасных лекарственных препаратов – задача актуальная, достаточно непростая, и даже преподносящая сюрпризы. Недавно выяснилось, что как минимум у мышей механизмы регуляции болевой чувствительности различны для самцов и для самок.

В механизмах развития и регуляции хронической боли важную роль играет иммунная система. Точнее, ключевыми игроками являются клетки микроглии, это специализированный класс клеток, «обслуживающих» нервную систему. Клетки микроглии защищают мозг от вторжения бактерий и вирусов, подавляют воспаление, работают в качестве «сборщиков мусора», а помимо прочего, в микроглии экспрессируется белок под названием нейротрофический фактор мозга (brain-derived neurotrophic factor, BDNF).

При хроническом воспалении или повреждении периферических нервов в восприятии спинным мозгом чувствительных импульсов происходит ряд изменений, суть которых, если коротко, сводится к активации механизмов возбуждения и угнетению механизмов торможения, что в итоге повышает болевую чувствительность так, что даже легкое прикосновение вызывает боль. Нейротрофический фактор мозга из клеток микроглии транспортируется на периферию, высвобождается в спинном мозге, усиливая возбуждение, повышая болевую чувствительность. По механизму положительной обратной связи глиальные клетки высвобождают еще больше BDNF (и других цитокинов и нейромедиаторов), что в свою очередь поддерживает состояние сенсибилизации (повышение чувствительности к действию раздражителей).

Один из вариантов борьбы с этим эффектом – разработка препаратов, направленных на изменение тех функций микроглии, которые связаны с механизмами регуляции боли. Однако ряд клинических испытаний препаратов, направленных на коррекцию функций микроглии, потерпел неудачу. Возможно, это произошло потому, что такие препараты могут быть действенны только для мужской половины человечества.

Исследователи из Университета Алабамы в Бирмингеме индуцировали хроническую боль и воспаление у самцов и самок мышей, повредив седалищный нерв в их задних лапках. Семь дней спустя (когда произошла сенсибилизация) они вводили животным препараты - ингибиторы функции микроглии. Оказалось, что все три исследуемых препарата «откатывают» чувствительность к боли до первоначального, несенсибилизированного уровня у самцов, но никак не действуют на самок.

Исследователи проверили эффект на мышах, генетически модифицированных так, что ген BDNF можно «выключить» в любой момент их жизни. При работающем BDNF эти мыши давали обычный ответ на повреждение нерва. Но через неделю после «убийства» микроглии гиперчувствительность угасла у самцов, но не у самок, что еще раз подтверждает, что у самцов сенсибилизация к боли зависит от сигналов BDNF из микроглии, но у самок оно опосредовано каким-то другим механизмом.

Хотя пока непонятно, можно ли экстраполировать эти результаты на человека, но они дают пищу для размышлений. Даже если неудачи в клинических испытаниях обезболивающих препаратов-ингибиторов функций микроглии не связаны с данным эффектом, возможно, есть и другие гендер-специфические механизмы регулирования боли или других функций нервной системы.

Сейчас ученые пытаются определить, каким образом происходит повышение чувствительности к боли у самок мышей, и надеются, что другие исследователи также начнут включать в эксперименты самок - обычно самок в исследованиях не используют, так как на результаты может влиять менструальный цикл. В 2014 г. организация под названием Национальные институты здоровья США (US National Institutes of Health) выпустила рекомендации, согласно которым нужно повышать долю самок в доклинических испытаниях, однако многие лаборатории продолжают экспериментировать исключительно на самцах.

По: http://www.nature.com и http://www.critical.ru