• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2405
Шимпанзе, как и люди, охотнее делятся едой со своими друзьями
Биология
Шимпанзе в Честерском зоопарке (Великобритания)

Шимпанзе, как и люди, охотнее делятся едой со своими друзьями

Способность поделиться чем-то с другим – это такая чисто человеческая черта... Среди животных подобное поведение за пределами «семейных» отношений практически не встречается, исключения – наши близкие обезьяньи «родственники», шимпанзе и бонобо. Исследуя их поведение, можно узнать много нового о том, как формировались социальные взаимоотношения между древними людьми

Зачем делиться с кем-то, помимо своих родных и близких? Иногда это просто выгодно, например, если взамен мы сами получаем что-то нужное. А бывает и так, что беречь свое добро от посягательств выходит себе дороже. Но всегда ли людьми и обезьянами движет только практическая выгода?

Ученые из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) многие годы наблюдают за поведением шимпанзе в Национальном парке Таи в западноафриканской республике Кот-д'Ивуар. Оказалось, что при дележке совместно добытой пищи они могут учитывать вклад конкретной особи в ее добычу. Иногда такой дележ может происходить в рамках некой «сделки», «попрошайничества», или же обезьяны могут просто отнять еду у тех, у кого она есть.

Выяснилось, что в тех случаях, когда шимпанзе добровольно делятся едой, то они охотнее делают это со своими «друзьями», с теми, кем у них сложились более тесные отношения. При этом ни высокий статус прочих особей, ни поступающие от них предложения «сделки» не влияют на это решение.

Ученые предположили, что существует связь между таким типом поведения и работой системы «гормона привязанности» окситоцина, а также системой гормона дофамина, участвующей в работе центра вознаграждения. Чтобы проверить это, они собирали образцы мочи шимпанзе в течение часа после приема пищи и измеряли в них уровень окситоцина. Для дальнейшего анализа всех обезьян поделили на три группы: те, кто безуспешно участвовал в совместной добыче еды; особи, которые делились друг с другом после удачного промысла; наконец, те обезьяны, которые делились едой вне связи с ее совместной добычей. 

Во всех трех группах уровень окситоцина был повышен по сравнению с контрольной группой (животными, никак не взаимодействовавшими с другими), включая и тех особей, которые отдавали еду, и тех, кто ее принимал. По-видимому, окситоцин запускает петлю положительной обратной связи при разных межличностных взаимодействиях, подкрепляя эмоциональные дружеские связи между шимпанзе и способствуя их социализации. Судя по факту преемственности базовых моделей социальных отношений у приматов и человека, есть все основания считать, что тот же самый механизм способствовал развитию сотрудничества и у древних людей.

Фото: https://commons.wikimedia.org

Подготовила Мария Перепечаева

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!