Таблетка от седины
Иммунные клетки окружают волосяные фолликулы, населенные бактериями, в коже мыши. Credit: NIAID

Таблетка от седины

Таблетка от седины – звучит как мечта. Исследования ученых из Медицинского центра Лангон при Университете Нью-Йорка (NYU Langone Medical Center), изучающих молекулярные механизмы, ответственные за цвет кожи и волос, могут превратить эту мечту в реальность

Меланоциты – клетки, отвечающие за цвет волос и кожи, – вырабатывают пигмент меланин. Если меланоциты теряют свою функцию или гибнут, например, с возрастом, волосы седеют. Аналогичное состояние кожи называется витилиго. Помимо возраста на «здоровье» меланоцитов могут влиять и другие факторы: генетические, гормональные, воздействие токсинов, стресса, наличие аутоиммунных заболеваний.

Витилиго – нарушение пигментации, выражающееся в потере цвета некоторых участков кожи. Само по себе это заболевание никак не влияет на здоровье человека в целом, но выглядит неэстетично и может вызывать психологический дискомфорт. Конечно, кожу, как и седые волосы, можно красить, но практически это труднее. Эффективного лечения на данный момент нет. По данным Национального института артрита, костно-мышечных и кожных заболеваний (NIAMS, США), витилиго встречается примерно у 0,5—1% людей в мире, независимо от пола, возраста и национальности. Иногда витилиго локализуется на определенном участке кожи, иногда распространяется по всему телу – у кого-то медленно, в течение многих лет, у кого-то быстро.

Vitiligo-r-compressor.jpg

Особенностью стволовых клеток меланоцитов, как и других стволовых клеток волосяных фолликулов, является их циклическое функционирование. За активной фазой, когда меланоцит делится и производит дифференцированную клетку, способную заниматься «поставками» пигмента, следует фаза регрессии, когда дифференцированные меланоциты подвергаются апоптозу, а стволовые клетки выживают и после отдыха реактивируются в следующем цикле.

Молекулярные механизмы регуляции этих процессов известны только отчасти. Американские ученые исследовали роль в них сигнального пути рецептора эндотелина типа В. Сигнальный путь – это строго определенная последовательность молекулярных событий, которая запускается в ответ на соответствующий сигнал и служит для передачи информации. Выяснилось, что мыши с дефектом сигнального пути рецептора эндотелина типа В седеют преждевременно, а при гиперстимуляции этого пути, напротив, у зверьков наблюдается гиперпигментация волос и кожи.

Обнаружилось также, что даже в присутствии белков эндотелина рост и созревание стволовых клеток меланоцитов можно остановить, заблокировав другой сигнальный путь – под названием Wnt. Белки Wnt известны своим участием в регуляции жизнедеятельности стволовых клеток, в том числе меланоцитов, но связь с белками эндотелина была показана впервые.

То, что рецептор эндотелина В каким-то образом участвует в процессах функционирования меланоцитов, было известно и раньше: его мутации связаны с синдромом Ваарденбурга, генетическим заболеванием, одним из симптомов которого являются пигментные аномалии кожи. Однако было неясно, как рецептор эндотелина работает «в штатном режиме». Исследователи полагают, что полученные результаты в итоге могут привести к появлению лекарственных средств, контролирующих «поведение» сигнального пути рецептора эндотелина типа В, что даст возможность избавить людей от преждевременной седины и витилиго.

Фото: https://www.flickr.com