ТОП-10: самые читаемые в 2014 г.  публикации журнала «НАУКА из первых рук»

ТОП-10: самые читаемые в 2014 г. публикации журнала «НАУКА из первых рук»

Н. В. Полосьмак. «Путь к небесным пастбищам»

А. Ю. Летягин и А. А. Савелов. «Жизнь и смерть Алтайской принцессы»

Polosmak-compressor.jpg

В этих публикациях были впервые представлены уникальные данные томографического исследования мумифицированного тела, обнаруженного в 1993 г. в «замерзшем» погребении на плато Укок (Горный Алтай), которые позволили узнать подробности жизни и смерти молодой женщины, жившей более двух с половиной тысячелетий назад.

М. А. Грачев. «Смотрящие в огонь»

Grachev.jpg

Наверное, мало кто будет оспаривать тот факт, что за последние десятилетия наука стала важнейшей производительной силой общества. Но хотя эту аксиому не требуется доказывать, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности относит науку и научное исследование к сфере услуг наряду с живописью и кинематографией. Но разве кто-то заказывал Ван Гогу его «Подсолнухи», а Флемингу – открытие пенициллина? По мнению автора статьи, у фундаментальной науки не может быть заказчика: ученый, который «стоит у станка», сам формулирует идею. Поэтому «наша общая задача – сохранить тончайший слой смотрящих в огонь и способных делать фундаментальные открытия молодых и не очень молодых ученых.

А. Э. Конторович «Безумный, безумный, безумный, безумный мир, или Будущее глобальной энергетики»

Kontorovoch.jpg

Человечество переживает бурный, не имеющий аналогов в истории рост энергопотребления безо всякой оглядки на ресурсы главных и, к сожалению, исчерпаемых источников энергии, таких как нефть, газ, уголь. За последние полвека мы потребили вдвое больше энергетических ресурсов, чем с конца палеолита и до наших дней: грядущий дефицит традиционных энергоносителей грозит устойчивому развитию цивилизации не меньше, чем потепление климата. Недаром проблема глобальной энергетической безопасности «этого безумного, безумного, безумного мира» сегодня является предметом самого пристального внимания правительств всех ведущих стран мира, в том числе и России.

В. А. Дубынин, К. К. Танаева «Материнская депрессия: когда счастье не в радость»

Dubynin.jpg

Механизмы возникновения материнской депрессии связаны со сбоями в работе нейрохимических систем мозга в результате генетической предрасположенности или действия внешних факторов, таких как эмоциональный стресс. Для лечения заболевания слабой степени тяжести достаточно обычной психотерапии, однако не менее чем в четверти случаев требуется терапия лекарственными препаратами, среди которых наиболее перспективными являются налоксон (антагонист опиоидных рецепторов), низкие дозы эстрогенов и стимуляторы рецепторов «гормона счастья» дофамина.

И. Ю. Кулаков «Сейсмический "пульс" вулкана. Экспедиция на вулкан Горелый»

Kulakov.jpg

Летом 2013 г. в ходе напряженных экспедиционных работ на камчатском вулкане Горелый была установлена сеть сейсмических станций, по расположению и инструментальному обеспечению являющаяся одной из лучших в мире. С ее помощью удалось получить первые данные о сотнях сейсмических событий на Горелом. Данные, полученные за год работы сети, дадут все необходимые сведения о функционировании магматической системы вулкана и позволят оценить возможность его активизации в будущем.

В. В. Власов, Д. В. Пышный, М. А. Зенкова, П. Е. Воробьев «Комплементарные здоровью. Прошлое, настоящее и будущее антисмысловых технологий»

Vlasov.jpg

В начале 1960-х гг. Сибирь стала «колыбелью» принципиально нового направления в молекулярной биологии и фармакологии, намного опередившего свое время. Идея, реализованная группой новосибирских исследователей под руководством Д.Г. Кнорре, состояла в создании биологически активных веществ, направленных непосредственно на генетические мишени – ДНК и РНК. Такими веществами стали олигонуклеотиды – фрагменты нуклеиновых кислот, способные специфически связываться с комплементарными им последовательностями. С помощью таких «антисмысловых» препаратов стало возможным подавлять размножение бактерий и вирусов, а также регулировать работу генов в клетках высших организмов, в том числе в опухолевых клетках.

В. А. Миронов. «Вслед за Создателем. Технологии биопринтинга»

Mironov.jpg

Давняя мечта человечества о возможности замены больных или утраченных частей тела на новые воплотилась в реальность только в середине прошлого века. Но хотя к настоящему времени техническая сторона пересадки органов освоена достаточно хорошо, серьезнейшей и до сих пор нерешенной проблемой остается нехватка органов для трансплантации. Радикально решить эту проблему позволит применение «биопринтинга» – трехмерной пeчaти человеческих органов. Уже сегодня вполне реально «печатать» хрящи и кожу, однако клиническое применение этих технологий пока в мире официально не разрешено. Но при достаточном финансировании исследований уже через 10—15 лет станет возможным производить уже цельные органы со встроенной сосудистой сетью, например, печень и почку.

С. Н. Ходырева, А. А. Косова, О. И. Лаврик «ДНК на замке»

Lavrik.jpg

ДНК – одно из главных богатств живой клетки, обеспечивающее ее бесперебойное функционирование. «Ремонтом» (репарацией) постоянно возникающих повреждений молекул ДНК занимаются специальные внутриклеточные системы репарации, в которых «работают» ансамбли особых белков-ферментов. Тем не менее, в каждый момент времени в клетках имеются десятки тысяч разнообразных повреждений ДНК, одного из которых зачастую достаточно для клеточной гибели.

Однако в случае злокачественных опухолей успешная работа систем репарации по исправлению повреждений ДНК, вызванных противораковой терапией, может свести на нет усилия врачей. Сибирские исследователи разработали новый метод детекции Ku-антигена – ключевого белка системы «ремонта» двухцепочечных разрывов ДНК, вызываемых в раковых клетках опухолей радиотерапией. Подобные исследования механизмов репарации ДНК имеют не только фундаментальное, но и большое практическое значение.

О. А. Тимошкин, В. В. Мальник, М. В. Сакирко, К. Боедекер «Экологический кризис на Байкале: ученые ставят диагноз»

Timoshkin.jpg

Первым признаком наступления экологического кризиса на Байкале стало безудержное размножение несвойственной Байкалу нитчатой водоросли спирогиры. Как показали исследования ученых-лимнологов, причина этого необычного явления заключалась не в глобальном потеплении или иных явлениях планетарного масштаба, а в избыточном поступлении в озеро биогенных элементов, таких как азот и фосфор. Виновник был обнаружен – им оказались промышленные и бытовые стоки, поступающие в Байкал с плохо работающих или полуразрушенных очистных сооружений, расположенных в прибрежных населенных пунктах, а также трюмные и фекальные воды с многочисленных судов.

Виталий Матюнин, Вячеслав Матюнин, Андрей Щетников «IYPT-2012. Дифракция света на запотевшем стекле»

Matunin.jpg

Посмотрев в темноте через запотевшее стекло на уличный фонарь или луну, мы увидим вокруг источника света венец – концентрические радужные кольца. Исследовать это красивое оптическое явление было предложено на Международном турнире юных физиков IYPT-2012. Для этого авторам – юным физикам команды Школы Пифагора и их руководителю, – потребовалось выполнить серию физических и компьютерных экспериментов по рассеянию света на нерегулярных микрообъектах.

Подробнее об этом