Клонирование обезьян –  это новые возможности для изучения механизма развития болезней
Яванский макак (Macaca fascicularis) – первый успешно клонированный вид приматов

Клонирование обезьян – это новые возможности для изучения механизма развития болезней

Первым и самым известным клонированным животным была овечка Долли, появившаяся на свет в 1996 г. С тех пор ученым удалось клонировать кошек, собак, свиней и других млекопитающих, но вот с приматами возникли проблемы. Созданных на сегодня генетически идентичных обезьян скорее можно назвать близнецами, так как они были получены путем расщепления клеток эмбриона на ранних стадиях развития. «Классический» же метод клонирования, связанный с переносом ядра обычной клетки в яйцеклетку, в случае этих животных не срабатывал – до недавних работ ученых из лаборатории нейробиологии приматов Китайской академии наук

Как известно, все соматические (не половые) клетки нашего организма несут в клеточном ядре двойной набор хромосом, тогда как яйцеклетки и сперматозоиды – половинный. В результате будущий ребенок получает половину своей наследственности от отца, а половину – от матери. Суть метода клонирования состоит в том, что из соматической клетки (например, фибробласта соединительной ткани) извлекается ядро, которое помещают в лишенную собственного ядра яйцеклетку самки того же вида.

Чтобы гены соматической клетки заработали в «режиме» эмбрионального развития, яйцеклетку подвергают специальной обработке, благодаря которой ДНК репрограммируется, как бы возвращаясь в раннее эмбриональное состояние. Другими словами, в ней становятся активны гены, отвечающие за развитие и рост организма. Затем такую «заряженную» яйцеклетку имплантируют суррогатной матери, у которой рождаются клоны – генетические «копии» организма-донора.

Китайские ученые видоизменили методику переноса ядра и репрограммирования ДНК и в результате получили двух здоровых малышей яванских макак (Macaca fascicularis). Правда, для этого им пришлось в качестве клеток-доноров использовать фибробласты эмбриона, а не взрослой обезьяны – в последнем случае также родилось два детеныша, но они погибли вскоре после рождения. Даже при использовании эмбриональных клеток процент успеха был невелик: 109 эмбрионов имплантировали 21 самке, из которых забеременело только шесть, а детенышей родилось всего двое. Однако ученые считают, что технологию можно оптимизировать, что увеличит долю успешных беременностей и рождений.

Для чего нужны клонированные обезьяны? Во-первых, для проведения доклинических испытаний лекарственных препаратов. Обычно для этой цели используются грызуны: с помощью технологий генной инженерии или отбора по нужным признакам «создают» животных с той или иная особенностью, а далее путем близкородственного скрещивания (мыши, в отличие от приматов, быстро размножаются) получают много линейных животных со схожим генотипом, которых используют в качестве стандартной модели. Но надо признать, что грызуны эволюционно далеки от человека, и полученные на них закономерности могут не подтвердиться у людей. В этом смысле обезьяны гораздо ближе к человеку. Поэтому в некоторых случаях скрининг медпрепаратов наиболее оптимально проводить на клонах приматов, в геном которых с помощью технологий редактирования (например, CRISPR/Cas) были внесены определенные модификации для моделирования той или иной человеческой патологии.

Критики утверждают, что спрос на клонированных обезьян для участия в доклинических испытаниях вряд ли будет большим, так как они дороги в содержании, а выполнять такие исследования на обезьянах официально никто не обязан. Но есть и другая, более перспективная область применения этих животных с одинаковой наследственностью: в изучении взаимодействия факторов окружающей среды и генетических особенностей в процессе развитии многофакторных заболеваний человека. Ведь для многих таких патологий (например, болезней Альцгеймера и Паркинсона) пока не очень понятно, какую роль в их возникновении играют негенетические факторы.

Что касается планов на ближайшее будущее, то пока ученые собираются сосредоточиться на фундаментальных, а не прикладных исследованиях. Например, пронаблюдать, как будет развиваться мозг генетически идентичных приматов, содержащихся в одинаковых условиях.

При этом авторы работы признают, что разработанная ими методика обострила морально-этическую проблему клонирования человека, так как она вполне может быть применима к людям. Соглашаясь с необходимостью выполнения международных рекомендаций по работе с приматами, они предполагают, что в силу различий подходов клонированные приматы скорее будут востребованы для исследований в Китае, чем на Западе. Но исследователи надеются, что как только польза от использования этих животных станет очевидной, западное общество сможет пересмотреть свою точку зрения на этот вопрос.

Подготовила Мария Перепечаевва