Вирус или бактерия? От чего лечить ребенка
Медицина
Стрептококк группы А (Streptococcus pyogenes) на поверхности человеческого нейтрофила. Сканирующая электронная микроскопия. Credit: NIAID

Вирус или бактерия? От чего лечить ребенка

Зачастую маленьким детям совершенно напрасно назначают антибиотики просто потому, что у врача нет возможности быстро отличить бактериальную инфекцию от вирусной, на которую антибиотики не действуют. Чтобы решить эту проблему, ученые из Имперского колледжа Лондона разрабатывают экспресс-тест, который поможет быстро и правильно ставить диагноз.

По словам професора М. Левина, педиатры часто оказываются перед неприятным выбором, когда к ним поступает маленький пациент с высокой температурой. Практически невозможно быстро понять, вирусная инфекция у ребенка или бактериальная. Вирусная встречается гораздо чаще, но бактериальная опаснее и приводит к тяжелым и потенциально смертельным состояниям: воспалению легких, сепсису, менингиту.

Поставить диагноз можно проведя микробиологическое исследование крови или спинномозговой жидкости (что хоть и считается малоинвазивной процедурой, все же может вызвать осложнения), которые в норме стерильны, никаких бактерий не содержат. Однако этот процесс может занять больше двух суток. За это время может стать слишком поздно. Страх перед угрожающими жизни инфекциями приводит к тому, что детей на всякий случай лечат антибиотиками, что, помимо неэффективности в случае вируса, само по себе вредно для детского организма, не говоря о том, что неоправданное применение антибиотиков способствует появлению устойчивых к ним микроорганизмов.

Ученые исследовали кровь 240 детей в возрасте от двух месяцев до четырех лет из больниц Великобритании, Испании, Нидерландов и США. После того как диагноз вирусной или бактериальной инфекции был поставлен традиционными методами, ученые выделяли из капли крови ребенка РНК и исследовали экспрессию (функционирование) его генов. С помощью технологии биочипов, позволяющей исследовать экспрессию сразу нескольких десятков тысяч генов, они обнаружили два, которые с высокой вероятностью более активны при бактериальных инфекциях. Это ген под названием IFI44L, кодирующий индуцированный интерфероном I типа белок 44, и ген FAM89A.

Сейчас исследователи работают над подтверждением полученных результатов на большей выборке пациентов и надеются разработать экспресс-тест для рутинного использования в лечебных учреждениях.

Вообще экспресс-тесты для диагностики инфекций существуют. Но это тесты на конкретный возбудитель: можно определить, например, специфические белки вируса гриппа или наличие β-гемолитического стрептококка группы А. Но ребенок может болеть не той инфекцией, на которую его проверили; кроме того, такие тесты бывают недостаточно информативны, а в отношении некоторых вирусов неприменимы из-за высокого антигенного разнообразия этих вирусов. Новая разработка предполагает только ответ на вопрос – вирус или бактерия, что и необходимо для выработки общей стратегии лечения.