Волчья драма
Волк (Canis lupus)

Волчья драма

Национальный парк Айл-Ройал (Isle Royale National Park), расположенный на одноименном острове в штате Мичиган (США), с конца пятидесятых годов служит площадкой для работы экологов, изучающих отношения «хищник-жертва» в замкнутой экосистеме.

Холодной зимой 1949 г. на остров из канадской провинции Онтарио по льду пришли два или три любопытных волка, оказавшись в ловушке, когда лед растаял. Волки выжили, охотясь на обитающих на острове американских лосей, которые появились там немногим раньше – в начале 1900-х гг. Вероятно, лоси переплыли 24 километра, отделяющие Айл-Ройал от канадского берега. Исходно хищников на острове не было, и ко времени прихода волков лоси успели размножиться так, что это стало наносить ущерб экологии острова. В последующие годы в системе «хищник-жертва» на Айл-Ройале сформировалось вполне устойчивое равновесие – численность волков держалась на уровне 20-30 особей, лосей «проживало» около тысячи.

Многолетние наблюдения за отношениями лосей и волков на Айл-Ройале позволили подтвердить ряд фундаментальных принципов науки экологии. Удалось доказать, что волки охотятся только на старых и ослабевших животных, а также на детенышей, оставляя здоровых взрослых особей в покое. Волчья «деятельность» коррелировала и с тем, как «чувствовала себя» местная растительность. По словам Рольфа Петерсона (Rolf Peterson) из Мичиганского технологического университета, одного из ученых, посвятившего исследованиям на Айл-Ройале несколько десятилетий, «деревья росли лучше, когда волков было больше, а лосей меньше».

Но за прошедшие десятилетия популяция волков зашла в генетический тупик. Несколько лет назад на острове было уже восемь или девять волков, в прошлом году – трое. Сейчас осталась всего одна пара хищников, будущее которой печально. Эти двое, самец и самка, – одновременно отец и дочь, и потомки одной матери, родившиеся с промежутком в два года. Третий волк, небольшое животное, с явными аномалиями развития, был, предположительно, их детенышем, но узнать это достоверно не удалось – во взятых в прошлом году образцах кала, которые использовали для выделения из них ДНК и последующего анализа, биоматериала, принадлежащего этому животному, не обнаружили.

Коэффициент инбридинга – значение в диапазоне от нуля до единицы, если считать за ноль отсутствие генетической общности между предками – потенциального потомства этой пары составляет 0,438. Некоторые популяции экспериментальных животных подходят к такому уровню инбридинга, но этого стараются не допускать из-за появления у животных серьезных аномалий. Для сравнения, коэффициент инбридинга печально известной династии Габсбургов был всего 0,25. Волки обычно избегают спаривания с близкими родственниками, но у животных с Айл-Ройала просто не было выбора.

В этом году выполнить полевые исследования в полном объеме ученым помешали погодные условия, поэтому оценка численности лосей в 1300 особей – в сравнении с 1250 в прошлом году, – почти наверняка занижена. Реальная численность лосей должна быть сушественно выше с учетом того, что 22% популяции – детеныши. Волки, по сути, перестали охотиться на лосей с 2012 г., и с этого времени количество лосей растет примерно на 19% в год. Исследователи настаивали на том, что нужно ввезти на остров новых волков, чтобы «обновить» их генетическое разнообразие – и с целью продолжать наблюдения, и с целью контроля за численностью лосей. Но руководство Айл-Ройала в 2014 г. выступило против. Позже, правда, было объявлено о пересмотре решения, но принято оно будет только в следующем году. Для пары остающихся в живых волков это, скорее всего, уже ничего не изменит.