• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
6993
Врачебная ошибка или правонарушение?
Медицина

Врачебная ошибка или правонарушение?

После успешной операции врачи в стационаре не заметили признаки грозного осложнения – послеоперационной пневмонии… Новорожденный с отменным здоровьем, отмеченным в медицинских документах, через пять часов после родов оказался в реанимации... Пожилому человеку поставили зубной протез, мешающий нормально есть и говорить… Что это – врачебная ошибка или халатность, кто несет за это ответственность, и к кому и каким образом нужно обращаться в случае, если вам оказали некачественную медицинскую помощь? На все эти вопросы в рубрике «Будем здоровы!?» на портале журнала «НАУКА из первых рук» ответили эксперты: врач, директор агентства «МедАссистанс» Елена Бобяк и юрист специалист по медицинскому праву Людмила Плеханова

Практически все мы знаем, что делать, если в булке хлеба обнаружится гвоздь, а недавно купленные ботинки «запросят каши»: поток жалоб в Общество защиты потребителей и другие подобные инстанции не иссякает, и недобросовестных производителей и поставщиков услуг, как правило, удается призвать к ответу.

Но есть такие сферы «услуг», где отношения между участниками процесса далеко не так просты и однозначны, – это образование и, конечно же, медицина. Даже в случае неудовлетворительного результата лечения участвовать в его процессе нам, по мнению эксперта Е. Бобяк, мешает страх испортить отношения с врачом: «Ведь это наш доктор, он нас лечит, мы от него зависим… Но этот страх унес очень много жизней, а врач – это просто работник, который помогает нам сохранить здоровье, и как любой работник, не застрахован от ошибок. И его можно сменить, если нет доверия или психологического контакта. Мы же зачастую предпочитаем остаться в образе культурного вежливого человека, соглашаясь с врачом во всем. И теряем здоровье».

Но когда врачебная ошибка становится халатностью или, говоря юридическим языком, правонарушением?

Как это ни странно, но врачебную ошибку и правонарушение часто путают не только пациенты, но и сами юристы. Как говорит эксперт Л. Плеханова, «понятие врачебной ошибки в законодательстве вообще отсутствует. Если врач действовал в соответствии со всеми нормативами, но ошибочно диагностировал заболевание, поскольку оно протекало нетипично, диагноз можно назвать врачебной ошибкой. Но с правовой, да и с обычной человеческой точки зрения врач в подобной ситуации не виноват. Если из-за несоблюдения врачебных норм произошло ухудшение здоровья, то это уже правонарушение, и врач несет за это ответственность вплоть до уголовной».

Что касается медицинских норм, то все они должны быть четко прописаны в официальных документах, от приказов Минздрава до методических рекомендаций. Соответственно, и все жалобы на некачественное лечение должны быть поданы обязательно в письменном виде: ни для кого не секрет, что в этой сфере неукоснительно исполняется озвученное еще Маяковским знаменитое бюрократическое правило, что «без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек».

Как отмечает врач-эксперт, «даже обращение к заведующему отделением или главврачу должно быть письменным, с конкретным изложением симптомов и жалоб, с просьбой провести определенные действия. Никакие устные обращения не действуют в принципе, потому что врачи привыкли к проявлениям недовольства со стороны пациентов». Врачу вторит юрист: «Любой устный разговор не порождает ни у кого ни прав, ни обязанностей, к тому же он абсолютно недоказуем. Только письменное обращение к тому, от кого зависит удовлетворение ваших жалоб и требований, порождает действие».

Внимание к врачебным правонарушениям надо привлекать не только для того, чтобы наказать виновных в данном конкретном случае. Такая обратная связь позволяет улучшить организацию и качество оказываемой медицинской помощи, а это означает сохраненное здоровье, а иногда и жизнь для многих и многих настоящих и будущих пациентов.

Главная мысль, которую пытались выразить эксперты «НАУКИ из первых рук» при обсуждении конкретных медицинско-правовых ситуаций в статье «Врачебная ошибка или правонарушение, или Как наладить с врачом мирное партнерство», заключается в том, что по большому счету мы сами, а не врачи, ответственны за свое здоровье и здоровье наших близких. Лечащий врач – не диктатор, единолично определяющий, что делать с нашим телом, его можно и сменить. Но чтобы наладить с врачом мирное сотрудничество, надо быть во всеоружии, – не претензий, а информированности в том, что касается наших прав как пациентов

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!