Вышел новый номeр журнала «НАУКА из первых рук»
Общество
© CC BY 2.0/Giuseppe Milo

Вышел новый номeр журнала «НАУКА из первых рук»

Новый выпуск журнала «НАУКА из первых рук» № 4 (98) – уже на сайте и в продаже

Продолжительность жизни человека неуклонно растет, но одновременно увеличивается и число людей, доживающих до практически беспомощного состояния – даже среди супердолгожителей лишь один из десяти не страдает основными возрастными недугами. Мы уже рассказывали о достижениях биологической науки последних лет, которые могут лечь в основу технологий, замедляющих процессы старения. С помощью современных методов секвенирования генома ученые научились определять биологический возраст человека по «молекулярным часам», анализируя уровень метилирования ДНК разных генов. Но есть и более доступный способ оценить его – просто засеките время, которое вы сможет простоять с закрытыми глазами на левой ноге, держа правую на весу!

Влияние внешних и внутренних факторов на глобальную (оба пола, все возрастные группы) смертность от различных заболеваний. Данные ВОЗ на 2010 г.Уже сегодня у нас есть возможность, не дожидаясь волшебных технологий, укреплять и поддерживать здоровье, продляя свою жизнь. И задуматься об этом лучше задолго до наступления пенсионного возраста, ведь около 80% факторов, определяющих состояние организма, поддается контролю.

В новом выпуске журнала наши авторы, молекулярные биологи и медики, дают простые и научно обоснованные рекомендации по достижению здорового долголетия, включая правдивую информацию относительно «модных» диет, популярных биодобавок, витаминов и лекарств, разоблачая широко укоренившиеся мифы и псевдомедицинские утверждения, касающиеся образа жизни. Яркий пример – идея о пользе красного вина, содержащего ресвератрол: чтобы получить дозу этого антиоксиданта, продлевающую жизнь лабораторным мышам, человеку требуется ежедневно выпивать более 10 литров!

Тема долголетия крайне привлекательна не только для шарлатанов, продавцов «таблеток от старости», якобы излечивающих от всех болезней, но и фармацевтических компаний, получающих миллиарды от продаж бесполезных и зачастую опасных препаратов-пустышек. Навигатором в мире лекарств может послужить составленный отечественными специалистами «Расстрельный список препаратов», включающий средства с недоказанной, сомнительной либо непроверенной эффективностью, такие как противовирусный тамифлю или иммуномодулятор арбидол. «Грамотность» в этой области окупится сторицей – такие люди живут дольше.

Изображение лошади, выполненное в классическом калгутинском стиле. Памятник Бага-Ойгур-5, Монгольский Алтай. Фото Л. Зоткиной

Обложка нового номера с изображением фигуры человека, выбитой на скале, привлечет любителей древней истории. Этот уникальный петроглиф, обнаруженный на правом берегу р. Бага-Ойгур, – одна из загадок, с которыми столкнулись новосибирские археологи, открывшие в 2023 г. ряд ранее неизвестных скоплений наскальных рисунков разных эпох в Монгольском Алтае. Главным и наиболее информативным из них стало древнее «святилище» с десятками композиций и отдельных рисунков животных, выполненных в калгутинском стиле, созвучном с западноевропейским наскальным искусством верхнего палеолита.

Также в новом выпуске:

О малоизвестном проекте сибирских ученых, благодаря которому в СССР было создано производство радиоактивно меченных предшественников нуклеиновых кислот, нужных для «чтения» (секвенирования) последовательностей ДНК и РНК

Новые природоподобные технологии для быстрого восстановления естественной растительности на угольных отвалах и создание на них «углеродных ферм» для депонирования углекислого газа, способствующего «парниковому эффекту»

Поиски самого редкого обитателя природного заповедника «Байкало-Ленский», протянувшегося вдоль западной береговой линии Байкала, – «краснокнижного» черношапочного сурка прибайкальского подвида