Зачем степи артезианы?

Зачем степи артезианы?

Что такое артезианы? Это раскинутые среди иссушенных пространств целинной степи небольшие горьковато-соленые озерца, образованные разливами заброшенных артезианских скважин. В этих современных степных оазисах находят воду, еду и приют четвероногие и крылатые представители уникальной степной фауны, многие из которых находятся под угрозой исчезновения. Наблюдения за этим удивительным животным миром в государственном природном заказнике «Степной» (Астраханская область) легли в основу статьи молодых санкт-петербургских этологов Карины Карениной и Андрея Гилёва, иллюстрированной великолепными авторскими фотографиями, в выпуске нашего журнала

Степные просторы кажутся безбрежными и вечными, как море, однако именно эти экосистемы наиболее страдают от хозяйственной деятельности человека. Некогда огромные целинные степи Евразии к нашим дням сократились до отдельных ненарушенных участков, ставших последним рубежом для многих видов степных животных и птиц, в том числе «краснокнижных».

Одна из самых важных проблем для степной фауны – вода. Большинство расположенных здесь водоемов активно используется в хозяйственных целях и недоступно для степного зверья, но тот же человек стал невольной причиной появления в степи оазисов, возникающих вокруг заброшенных артезианских скважин. И хотя достаточно минерализованную воду артезиан можно назвать пресной лишь с трудом, она годится для питья, а сами солоноватые воды и густая береговая растительность изобилуют беспозвоночными.

В этих «рукотворных» степных оазисах кипит жизнь. Вот красные утки-огари ведут к воде свой выводок, громка крича и хлопая крыльями, отгоняя других взрослых птиц. Такая чрезмерная родительская агрессии иногда приводит к тому, что супружеская пара остается на озерке одна сразу с несколькими выводками, насчитывающими до 35-ти птенцов! При этом пара, «отвоевавшая» артезиан, начинает относиться ко всем детям, как к своим собственным.

Степных антилоп-сайгаков – этих доживших до наших дней современников мамонтов, привлекает к артезианам не только вода, но и просоленная почва на их берегах, играющая роль «зверового солонца», и прибрежная глина. Большую долю рациона сайгаков составляют степные растения, богатые алкалоидами и другими токсичными веществами, а глина благодаря свои адсорбирующим свойствам действует, вероятно, подобно популярному препарату смекта на основе глиноподобного порошка, помогая выводить токсины и нормализовать кишечную флору.

На солонцах – открытых, ровных участках по берегам артезиан, встречаются сайгаки из разных стад и гаремов, что способствует поддержанию генетического разнообразия. Самцы устраивают здесь игровые турниры, недавно родившиеся сайгачата знакомятся с «обществом», а старшие самки, нередко возглавляющие стадо во время кочевок, «меряются» социальным статусом и приобретают опыт социальных взаимодействий, который пригодится им в будущем.