Жир в клетках печени байкальских бычков не мешает им жить

Жир в клетках печени байкальских бычков не мешает им жить

Печень рогатковидных байкальских рыб (Cottoidei) содержит крупные липидные (жировые) капли. По-видимому, жир – неотъемлемый компонент клеток печени этих рыб, в отличие от печени человека и других млекопитающих. У человека избыточное накопление жиров в печени сопровождается развитием нарушений обмена холестерола и атеросклерозом, может привести к тяжелым заболеваниям печени – стеатогепатиту и, в конечном итоге, циррозу.

Ученые из Лимнологического института СО РАН (Иркутск) выяснили, что рыбы Cottoidei – хорошая модель для изучения механизмов устойчивости к негативным эффектам накопления в печени жиров и для исследования более общих закономерностей адаптации обмена холестерола и устойчивости к атеросклерозу

Байкальские Cottoidei – это 26 эволюционно и генетически близких между собой видов рыб, но при этом занимающих разные экологические ниши. Они адаптированы к различным условиям обитания и пищевому рациону с разным уровнем риска развития атеросклероза, в котором важную роль играет обмен холестерола. Важно, что по сравнению с другими водными бассейнами в озере Байкал минимально антропогенное загрязнение (Shimaraev et al., 2000), что позволяет исключить возможность связанного с ним искажения данных.

Нарушения обмена холестерола в основном характеризуются повышением его уровня в крови, при этом изменяется соотношение его фракций. С одной стороны, повышается содержание липопротеидов низкой и очень низкой плотности – это атерогенные, «плохие» липопротеиды, которые переносят холестерол из печени к клеткам кровеносных сосудов, где формируются атеросклеротические бляшки. С другой, снижается содержание «хороших», антиатерогенных липопротеидов высокой плотности, которые транспортируют холестерол к клеткам печени, после чего его избыток выводится из организма.

У четырех видов рыб Cottoidei уровень суммарного холестерола и его фракционный состав различается несмотря на общность происхождения видов и вне зависимости от особенностей питания этих рыб. Обнаружение видоспецифичных различий в системах обмена холестерола помогает выявлять механизмы устойчивости к патологическим изменениям и использовать это в профилактике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний человека. Например, именно сравнительный анализ соотношений фракций холестерола у животных, устойчивых к развитию атеросклероза, помог понять роль липопротеидов высокой плотности, благодаря чему их и стали называть «хорошими».

Подробнее читайте в статье Н.П. Судакова, И.В. Клименкова и М.В. Пастухова Рыбы Байкала в борьбе с атеросклерозом. О новом экспериментальном объекте для медицины