• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
308
Раздел: Физика
...И блеск фортепианного концерта

...И блеск фортепианного концерта

Выпускники нескольких поколений НГУ в рассказах о своей жизни откровенно – кто подробно, а кто лаконично, ответили на ряд вопросов о том, как начиналась их научная судьба в НГУ, как и под чьим влиянием формировались научные взгляды, как складывалась научная карьера и, наконец, что нужно, чтобы российская наука и сам НГУ в нынешних условиях сделали шаг вперед?

Ответы воссоздают весьма характерные черты нескольких поколений выпускников: сначала городская или сельская средняя школа, потом ФМШ (СУНЦ), первые учителя – преподаватели и научные руководители, профильный институт СО РАН… Для многих из них следующий этап жизни начался с командировки за рубеж: сначала – без мысли об эмиграции, затем – постоянная работа в зарубежных лабораториях, где условия оказались несравненно лучше отечественных. По мнению наших выпускников, российская наука не зачахнет и вернет себе лидирующие позиции в мире только в случае, если будут созданы условия для свободного научного творчества, не обремененного извечной российской бюрократией и заботой о хлебе насущном. В любом случае, эта абсолютно независимая информация «из первых рук» дает возможность и повод задуматься о том, что же ожидает в будущем всех, причастных к науке

Анкета выпускника Факультет, год выпуска в НГУ?
Место работы, страна?
Откуда Вы приехали поступать в НГУ?
Совпали ли Ваши представления об учебе в университете с тем, как она потом проходила?
Какой преподаватель поразил Вас больше всего в университете и повлиял на Ваши дальнейшие взгляды на жизнь и науку?
Кто из сокурсников повлиял на Ваши научные взгляды и карьеру?
Какие самые яркие впечатления и от каких событий в период учебы в НГУ остались в памяти?
Какова была тема Вашей дипломной работы в НГУ и чем Вы сейчас занимаетесь?
Где Вы работали после окончания университета?
Как возникла идея уехать за рубеж, что послужило толчком к этому шагу?
Совпали ли представления о работе и жизни за рубежом с реальностью?
Лучше ли заниматься наукой за рубежом, чем в России? Если да, то почему?
Что, помимо хорошей зарплаты, могло бы повлиять на Ваше решение вернуться в Россию?
Что Вы думаете о шансах НГУ войти в ТОП-100 мировых университетов по данным ведущих рейтинговых агентств к 2020 г.?
Что, на Ваш взгляд, надо предпринять для того, чтобы это произошло? Собираетесь ли Вы помогать в этом университету?

Родился и вырос в Академгородке, окончил 130-ю школу, поэтому поступление в НГУ я рассматривал как очевидное и естественное продолжение учебы.

В целом, мои представления об учёбе в этом вузе совпали с моими представлениями о нём, хотя учиться оказалось несколько труднее, чем я ожидал. Каждый экзамен, который я сдавал, помню до сих пор, хотя прошло уже немало лет.

Здесь я встретил множество интереснейших людей. Запомнились блестящие лекции Владимира Вениаминовича Иванова по математическому анализу, Валерия Георгиевича Сербо по квантовой механике. Незабываемое впечатление оставила самая первая лекция в университете – это был курс высшей алгебры, который читал Алексей Тимофеевич Гайнов. Очень важными и запоминающимися были курсы электродинамики Валерия Ивановича Яковлева, функционального анализа – Виктора Алексеевича Александрова и методов математической физики Давида Абрамовича Шапиро. Из спецкурсов запомнились лекции Анатолия Михайловича Шалагина по нелинейной спектроскопии и Сергея Глебовича Раутиана по физической оптике.

12.01.jpg

Семинары были намного важнее, чем лекции, – именно там разбирались непонятные вопросы, решались задачи, да и с преподавателем, ведущим семинары, контакт всегда был ближе. Необыкновенная доброта Геннадия Тимофеевича Козлова вместе с его стремлением как можно основательнее обучить решению сложных задач и подготовить группу к непростому экзамену по математическому анализу очень помогала справиться с трудностями первого года университетской жизни. Семинары по дифференциальным уравнениям Евгения Павловича Волокитина поражали своим блеском и тщательностью и ассоциировались, скорее, с посещением фортепианного концерта. На третьем курсе нас стали обучать теоретики из ИЯФа – Виктор Львович Черняк и Владимир Федорович Дмитриев. Думаю, что именно Виктору Львовичу я в первую очередь обязан увлечением квантовой механикой.

Начиная с третьего курса, я стал посещать спецкурсы кафедры квантовой оптики. Там была несколько другая атмосфера – менее формальная и более близкая к свободному научному поиску. Особенно выделялись курсы Леонида Вениаминовича Ильичева, который сразу сказал нам, что вопросы квантовой оптики, которые мы будем изучать, настолько сложны и загадочны, что он сам не понимает их до конца. Теперь я сам всегда говорю это студентам.

Мы пришли в университет настоящей командой одноклассников из 130-й школы. Большинство из нас сохранило тесные связи и по сей день, мы постоянно обсуждаем по переписке политические и научные вопросы, нередко встречаемся. В этом году мы вместе ездили на Алтай, туда приехали выпускники НГУ даже из Франции и США, – теперь уже дружат наши дети.

Все нелегкие выборы – продолжать заниматься наукой в России, эмигрировать или уйти в бизнес – мы всегда обсуждали друг с другом и теперь на своем опыте знаем в деталях эти сценарии.

12.02.jpg

Из воспоминаний остались очень яркие от занятий на военной кафедре, где мы в рамках специального проекта пробовали разрабатывать современные информационные системы обучения курсантов. Руководство кафедры неоднозначно относилось к этому проекту, так что мы периодически попадали под его гнев, да и для самой работы была характерна спешка, увлеченность длинными совещаниями и нередкая смена направлений деятельности. И это становилось причиной нередких конфликтов и постоянных шуток, воплощавшихся порой даже в стихах и юмористических рассказах. К сожалению, все эти вещи понятны только непосредственным участникам событий, которые до сих пор с удовольствием их вспоминают. Большинство участников проекта получили серьезный опыт, который потом пригодился для их карьеры в IT-сфере.

В целом же, в университете мы только учились, а в выкраиваемое с трудом свободное время ходили с друзьями на небольшие лесные прогулки с собаками. Сейчас мы шутим, что к этому сводилась наша социальная жизнь.

Моя дипломная работа была посвящена столкновениям возбужденных атомов, и она стала основой моей диссертации. Сейчас я занимаюсь близкими вещами, только атомы теперь холодные.

Еще на втором курсе я начал работать в Институте физики полупроводников, где и продолжаю работать сегодня. Во время учебы в аспирантуре получил грант INTAS и некоторое время работал в Латвии. Потом стал активно преподавать, – для меня это важно.

Время от времени думал о работе за рубежом, и такие возможности предоставлялись неоднократно. Но минусы отъезда всегда перевешивали потенциальные преимущества: это и уже взятые на себя обязательства, и то, что заниматься наукой за рубежом совсем не столь привлекательно, как это может показаться. Да и с российским студентами приятнее возиться, чем с иностранными. Те лучше подготовлены, но нет желания вкладывать в них усилия. Уверен, в Академгородке можно при желании и определенной удаче заниматься наукой в достаточно комфортных условиях.

Если говорить о том, совпали ли мои студенческие представления о будущей работе с реальностью, то скажу, что всегда старался сделать свою работу как можно более разнообразной. Но из-за этого возникает больше суеты, чем хотелось бы. Кроме того, я собирался становиться чистым экспериментатором, а стал в большей степени теоретиком.

Зарплата (по совокупности) у меня вполне приличная, хотя и нестабильная. Есть интересная тематика исследований, возможность преподавать то, что мне интересно, в последнее время мы существенно обновили парк оборудования. Важно то, что в России даже небольшие успехи дают значительный эффект, и работа моего уровня более осмысленна. Некоторые идеи я пока не могу реализовать экспериментально, но не считаю их гениальными, а приоритет в теоретических публикациях я уже застолбил.

Есть ли у НГУ шансы войти в ТОП-100? На мой взгляд, они невелики, но стремиться туда необходимо. В первую очередь университету нужна интернационализация, чтобы в Академгородок приезжали иностранные специалисты и иностранные студенты. Во-вторых, нужно, чтобы большин­ство сотрудников университета были всерьез заинтересованы в конкурентоспособности университета на мировом уровне. В-третьих, нужна ещё более глубокая интеграция с институтами Новосибирского научного центра. И нужно развивать научные направления, которые у нас слабо представлены. Я участвую в этой программе как сотрудник ее Проектного офиса.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments
#
beterov@isp.nsc.ru
К.ф.-м.н.
старший научный сотрудник лаборатории нелинейных резонансных процессов и лазерной диагностики ИФП СО РАН, доцент кафедры квантовой электроники ФФ НГУ, доцент кафедры оптических информационных технологий ФТФ НГТУ

Институт физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН

Новосибирский государственный университет

Научный центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН