• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2633
Раздел: История
Эхо шаманских бубнов

Эхо шаманских бубнов

Шаманизм – одна из наиболее древних религиозных систем человечества. В ее основе лежит вера в существование духов и возможности человека вступать с ними в контакт. Посредник между миром людей и невидимым, трансцендентальным миром духов, является центральной фигурой шаманизма. Не каждый может им стать – лишь тот, кто пережил особую «шаманскую болезнь», кто прошел обряд посвящения в шаманы. Он – избранник духов, он жрец и целитель. Погружаясь в особое экстатическое состояние, шаман совершает путешествие по мирам Вселенной и находит духа, ставшего причиной болезни человека. Происходит это во время камланий – особых шаманских мистерий. Но шаманизм не ограничивается обрядовой практикой. Он включает в себя целый комплекс мировоззренческих представлений, сохранившихся практически неизменными с древнейших времен. Это космологические, тотемистические, анимистические и прочие верования о том, как устроена Вселенная, какое место занимает в ней человек, как он связан с окружающим миром

Он включает в себя целый комплекс мировоззренческих представлений, сохранившихся практически неизменными с древнейших времен. Это космологические, тотемистические, анимистические и прочие верования о том, как устроена Вселенная, какое место занимает в ней человек, как он связан с окружающим миром.

Согласно наиболее распространенной у сибирских народов модели, Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. Расположенные один под другим, они соотносятся с небесной, земной и подземной сферам.

Бронзовое изображение Мир-сусне-хума – небесного всадника, сына верховного бога хантов и манси. Объезжая мир, он оказывает покровительство людям, излечивает от болезней, приносит удачу в охоте и на рыбалке. VI—VIII вв., Среднее Приобье. Новосибирский государ­ственный краеведческий музей

Верхний мир населен небожителями, героями, духами-хозяевами стихий и небесных объектов. Главенствует среди них верховное божество, творец мира и людей. Сами люди обитают на земле, в Среднем мире. Все, что их окружает – лес, горы, реки, животные, жилища, огонь, домашняя утварь, – имеет духа-хозяина. Он может помочь человеку, например в охотничьем или рыболовном промысле, а может и наказать его, если тот будет относиться к нему без должного уважения. После смерти люди попадают в подземный Нижний мир – сумрачное царство мертвых. Он зеркален Среднему: когда там зима, в Нижнем – лето, когда у живых день, у мертвых – ночь и т. д.

Духи Верхнего и Нижнего миров могут навещать людей. И если первые наделяют их магической силой, способны омолодить и даже оживить, вторые приносят людям несчастья, болезни, смерть. Спасти от них под силу лишь шаману. При помощи своего личного духа-покровителя, – как правило, это душа некогда жившего шамана – он отправляется в поту­сторонний мир, чтобы отыскать злокозненного духа, причинившего вред человеку. В своем многотрудном и опасном занятии шаман полагается на духов-помощников, принимающих облик животных, рыб или птиц, и на свои ритуальные предметы: бубен с колотушкой, шаманский ко­стюм и т. д.

«НАУКА из первых рук» уже писала о сибирских шаманах и теперь вновь обращается к этой теме, чтобы поделиться с читателями новым этнографическим материалом, посвященным традициям шаманских погребений, до сих пор сохранившихся в отдаленных уголках якутского севера, и рассказать о таинственных «шайтанах», легенды о которых были записаны российскими исследователями в XVIII—XIX вв.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

Ключевые слова