• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1020
Раздел: Археология

Эквадор: по следам одной необычной археологической гипотезы

Более полувека назад эквадорский бизнесмен и археолог Э. Эстрада на основе исследования керамики культуры вальдивия выдвинул смелую гипотезу о «заокеанских» корнях местной технологии керамического производства. Предполагалось, что ее носители прибыли в Южную Америку с Японского архипелага, совершив трансокеанское путешествие на побережье Эквадора. На основе детальной типологии вальдивийской керамики, в основу которой легли техника нанесения орнамента, профиль венчика и форма сосудов, были выявлены элементы, имеющие явные аналоги в японской культуре дзёмон.

Эта гипотеза, расколов научное сообщество на яростных критиков и сторонников, уже несколько десятилетий является предметом оживленной дискуссии. Новые раскопки на археологическом памятнике Риал-Альто, которые организуют авторы статьи, призваны пролить свет на тайну происхождения гончарства в доколумбовой Америке

Побережье Эквадора оставалось белым пятном на археологиче­ской карте Южной Америки еще к середине 1940-х гг. – пионерные исследования Х. Хихон-и-Кааманьо, М. Улле, М. Савиля, Дж. Бушнелла и других археологов в 1910—1930-х гг. лишь слегка приоткрыли завесу над древними культурами этого региона.

Согласно гипотезе Э. Эстрада, носители культуры дзёмон совершили трансокеанское плавание от Японского архипелага к побережью Эквадора. По: (Эстрада, 1961)

Новый этап поисков и интерпретации археологических данных начался в Эквадоре во многом благодаря деятельности известного исследователя и путешественника Т. Хейердала. В 1946—1947 гг. Хейердал строил в эквадорском городе Гуаякиль бальсовый плот «Кон-Тики» для своего первого экспериментального путешествия через Тихий океан в поддержку своих идей о трансокеанских плаваниях в древности. В поисках строительного материала для плота, его транспортировки, конструировании и испытаниях были задействованы военные, представители местной администрации и бизнеса. Одним из последних и был Э. Эстрада Икаса, ставший ключевой фигурой в истории гипотезы «Дзёмон-Вальдивия».

Фрагмент сосуда, обнаруженный на побережье Эквадора в 1956 г. дал начало гипотезе «Дзёмон-Вальдивия» и название памятнику – Вальдивия. Культурный центр С. Боливара, г. Гуаякиль. Радиоуглеродные исследования раковин из слоя с керамикой показали, что обнаруженный памятник представляет собой осколок самой древней глиняной посуды не только в Эквадоре, но и во всей Южной Америке

В публикациях по культуре вальдивия Эстрада называют «эквадорским археологом». На самом деле этот выходец из богатой семьи, получивший превосходное экономическое образование в Европе и в США, с 1939 г. представлял в Эквадоре интересы компании «Дженерал электрик» и был заметной фигурой в самых разных областях общественной жизни страны. Археологией он начал увлекаться с начала 1950-х гг., а в 1954 г. уже основал собственный музей.

Идеи Хейердала были не единственным источником интереса Эстрада к археологии: в конце 1940-х—начале 1950-х гг. тема древних трансокеанских путешествий довольно активно обсуждалась в научных кругах и на страницах научно-популярных изданий. Так, например, с полным аншлагом прошла представительная выставка о параллелях в древних культурах Старого и Нового Cвета, организованная Американским музеем естественной истории; вышло несколько тематических сборников по трансокеанским плаваниям и т. п.

Ключевой фигурой в истории гипотезы «Дзёмон-Вальдивия» является эквадорский бизнесмен и археолог-любитель Эмилио Эстрада Икаса (в центре). Его соратниками стали американские археологи, супруги Б. Дж. Меггерс и К. Эванс. Справа – фигурки культуры Вальдивия, демонстрирующие варианты укладки длинных волос. Б. Дж. Меггерс, К. Эванса, Э. Эстрада «Ранний формативный период прибрежного Эквадора: фазы Вальдивия и Мачалилья». Смитсоновский институт, Вашингтон, 1965 г.

Осенью 1953 г. во время поездки в США Эстрада посетил Смитсоновский институт,...

comments powered by HyperComments