• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
463
Раздел: Физика
По Морскому – с оркестром

По Морскому – с оркестром

Выпускники нескольких поколений НГУ в рассказах о своей жизни откровенно – кто подробно, а кто лаконично, ответили на ряд вопросов о том, как начиналась их научная судьба в НГУ, как и под чьим влиянием формировались научные взгляды, как складывалась научная карьера и, наконец, что нужно, чтобы российская наука и сам НГУ в нынешних условиях сделали шаг вперед?

Ответы воссоздают весьма характерные черты нескольких поколений выпускников: сначала городская или сельская средняя школа, потом ФМШ (СУНЦ), первые учителя – преподаватели и научные руководители, профильный институт СО РАН… Для многих из них следующий этап жизни начался с командировки за рубеж: сначала – без мысли об эмиграции, затем – постоянная работа в зарубежных лабораториях, где условия оказались несравненно лучше отечественных. По мнению наших выпускников, российская наука не зачахнет и вернет себе лидирующие позиции в мире только в случае, если будут созданы условия для свободного научного творчества, не обремененного извечной российской бюрократией и заботой о хлебе насущном. В любом случае, эта абсолютно независимая информация «из первых рук» дает возможность и повод задуматься о том, что же ожидает в будущем всех, причастных к науке

Анкета выпускника
Факультет, год выпуска в НГУ?
Место работы, страна?
Откуда Вы приехали поступать в НГУ?
Совпали ли Ваши представления об учебе в университете с тем, как она потом проходила?
Какой преподаватель поразил Вас больше всего в университете и повлиял на Ваши дальнейшие взгляды на жизнь и науку?
Кто из сокурсников повлиял на Ваши научные взгляды и карьеру?
Какие самые яркие впечатления и от каких событий в период учебы в НГУ остались в памяти?
Какова была тема Вашей дипломной работы в НГУ и чем Вы сейчас занимаетесь?
Где Вы работали после окончания университета?
Как возникла идея уехать за рубеж, что послужило толчком к этому шагу?
Совпали ли представления о работе и жизни за рубежом с реальностью?
Лучше ли заниматься наукой за рубежом, чем в России? Если да, то почему?
Что, помимо хорошей зарплаты, могло бы повлиять на Ваше решение вернуться в Россию?
Что Вы думаете о шансах НГУ войти в ТОП-100 мировых университетов по данным ведущих рейтинговых агентств к 2020 г.?
Что, на Ваш взгляд, надо предпринять для того, чтобы это произошло? Собираетесь ли Вы помогать в этом университету?

Поступать в НГУ я приехал из города Ангарска Иркутской области, и никаких представлений об учебе в университете у меня не было. Поэтому мои дальнейшие взгляды на жизнь и науку определили как преподаватели: Крафтмахер, Мешков, Рютов, Зелевинский, Сурдутович(инициалов не помню), так и студенты, с кем мы прожили вместе бόльшую часть обучения в одной комнате: Андрей Шамов, Слава Яковлев, Витя Попов, вместе со мной формировавшие наши собственныенаучные взгляды и мировоззрение.

Самые яркие впечатления и события, оставшиеся в памяти от периода учебы в НГУ, относятся в основном к общественной жизни. Это посвящение в студенты на первом курсе, стройотряды, дискотеки,майские и ноябрьские демонстрации по Морскому проспекту. Воспоминания о жизни в обще-житиях НГУ до сих пор греют душу: было здорово и очень интересно.

Моя дипломная работа имела поэтическое название: «Спин-флип лазер». Она была сделана в Институте физики полупроводников, в группе Эдуарда Скока.

По окончании университета я работал в Институте автоматики и электрометрии СО АН СССР, в лаборатории Сергея Глебовича Раутиана.

Однако мои научные интересы оказались несколько в стороне от деятельности нашей лаборатории и института, а мне хотелось работать в коллективе, занимающемся единой тематикой. В 1999 г. я выиграл европейский проект INTAS (международная ассоциация по содействию сотрудничеству с учеными Новых независимых государств бывшего Советского Союза – Ред.) и понял, что на сумму выделенного гранта я работу в институте не сделаю, поскольку ее надо было начинать с нуля. К моему удивлению, нашелся человек в техническом университете Вены в Австрии, который заинтересовался моей идеей и сказал, что вся необходимая инфраструктура и рабочая группа у него уже есть. Этим человеком был Ференц Краус, я с ним работаю до сих пор, теперь уже в Германии. А моя идея, к слову сказать, была реализована лишь в 2011 г.

3.01.jpg

Совпали ли представления о работе и жизни за рубежом с реальностью?

И да и нет. Переезд – это начало новой жизни. У нее столько различных сторон, что лишь малая их часть была в моих представлениях, когда я думал о жизни за рубежом. Лучше ли заниматься наукой за рубежом, чем в России? Короткий ответ: да, лучше. Есть возможность эффективно работать, так как я трачу рабочее время на реальную плодотворную работу, в значительной мере избавленную от тупой бюрократии. Мне созданы все условия, чтобы я выдавал результаты.

Если не будет реальной работающей государственной системы, поддерживающей науку на уровне Запада, то шансов на возвращение в Россию у меня нет. Наше время стремительно уходит, и тратить его нанеэффективную работу и борьбу с системой нет смысла.

Относительно шансов НГУ войти в ТОП-100 мировых университетов по данным ведущих рейтинговых агентств к 2020 г. я в последнее время уже несколько раз высказывался по этому поводу [1].

Шансов очень мало, потому что, во-первых, мы стартовали с низкого уровня. Во-вторых, наша страна находится вне магистрального направления высшего образования, вне основных социально-ориентированных программ Запада и Востока. И, в-третьих, потому что политические события этого года отбросили страну далеко назад в плане вхождения в мировую систему.

Прошедший год активной работы в направлении продвижения НГУ в ТОП-100 показал, что отдаленный прогресс может быть достигнут лишь в результате амбициозной комплексной программы. До сих порее нет, или я о ней не знаю. Мое мнение: мы должны использовать выделенные деньги на поддержку НГУ для решения задачи стратегического улучшения инфраструктуры университета, преподавательскогосостава, управления и обучающих программ. А рейтинг нужно рассматривать как результат воплощения в жизнь этой самой программы, т. е. не как цель, а как результат. Понимание этого изменит наширешения и отношение к тому, что надо сделать. Отставание в ускорении за счет выделенного ресурса по отношению к МГУ и СПбУ меня сильно тревожит: мы чиним крыльцо и электроподстанцию вместо того,чтобы готовить и реализовывать новый кампус НГУ и места для зеркальных лабораторий.

Как члену координационного совета ассоциации выпускников НГУ, мне хотелось бы способствовать продвижению положительного имиджа НГУ на Западе. Даже более глобально: созданию положительногоимиджа Сибири в России. Но через год я понял, что не по Саньке шапка. Тем не менее мы с Наташей Куперштох только что опубликовали в издательстве «Шпрингер» популярную статью о Новосибирске иАкадемгородке [2][3]. Статья появилась в специфическом журнале, чья аудитория – физики-туристы. Тем не менее с помощью ассоциации выпускников она находится в открытом доступе, т. е. всеинтересующиеся на Западе ее могут легко найти. Кроме того, только что в журнале Nature Communications вышла наша совместная работа с сотрудниками ИАиЭ, ИВТ и НГУ. Замечу, что в ней ректор НГУ МихаилФедорук выступил не только как чиновник, предоставивший административный ресурс, но и как физик: он помог разобраться в сложной проблеме нового типа диссипативных солитонов, открытого нами [4]. Мое интервью на тему этой работы можно найти на сайте НГУ. Вообще, публикации в глянцевых журналах семейства Nature, считаю, будут работать максимально сильно на формирование положительногоимиджа НГУ и Академгородка. Эти журналы читают все – от аспиранта до нобелевского лауреата, и публикация в них означает признание мировым сообществом самого высокого уровня ваших исследований.Сейчас пытаюсь раскрутить идею фильма об НГУ и Академгородке для проката на Западе. Я уверен, что хороший достойный и подробный фильм могут снять лишь люди, знающие Городок на протяжениидесятилетий.

3.02.jpg

Пытаюсь также выступать с публичными лекциями в Академгородке на научно-популярные темы. Во время первого конгресса прочел лекцию в НГУ про радугоподобные эффекты, а в апреле этого года на площадке НИИКУДА – про генерацию новых идей как суть науки.

Реально могут помочь НГУ и Академгородку совмест¬ные проекты с западными организациями и учеными. В том числе с уехавшими, например, в рамках зеркальных лабораторий. Если же говорить о более широком европейском сотрудничестве с Россией, мы, к сожалению, должны констатировать, что не можем включить российские группы в новую программу Horizon 2020. Мы не видим необходимых усилий Министерства образования и науки к тому, чтобы изменить эту прискорбную ситуацию. В идеале Россия должна предлагать деньги мировому научному сообществу для проведения совместных программ. Это будет очень умным вложением денег в науку и шансом для России догнать убегающий поезд современной мировой науки.

Литература 

[1] НГУ и его выпускники: как вместе идти вперед и вверх – http://www.nsu.ru/exp/2013/9/25/ngu_i_ego_vypuskniki__vmeste_idti_vpered_i_vverh. 

[2] Kupershtokh N., Apolonskiy A. Physics in Novosibirsk and Akademgorodok // Physics in Perspective. June 2014. V. 16. Iss. 2. P. 250–276 – http://link.springer.com/article/10.1007/s00016-014-0138-4. 

[3] Article on Akademgorodok in the Springer Journal – 

http://www.nsu.ru/exp/2014/7/24/article_on_akademgorodok_in_the_springer_journal. 

[4] Новосибирские физики продемонстрировали новый тип солитонов – http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=84408#.VB0sIE1O7PQ 

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments