• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
520
Раздел: История
Шаманы Тувы: танцующие с духами

Шаманы Тувы: танцующие с духами

Тува расположена на границе России и Монголии — прямо в географическом центре Азии. Своеобразие духовной культуры этого сибирского региона определило многовековое взаимодействие буддизма/ламаизма с пантеизмом кочевников и древними шаманскими практиками.

В «постсоветской» Туве шаманские ритуальные практики и культы стали активно возрождаться. Сейчас тувинские шаманы практикуют не только в России, но и за рубежом; активно работают в туристическом бизнесе, участвуют в фольклорных шоу и презентациях. Находясь в эпицентре социальной и культурной модернизации традиционного общества, они на практике подтверждают ценность этнических традиций. Ближе познакомиться с представителями этого древнего «сакрального цеха» вы сможете благодаря фотосессии известного новосибирского фотографа Владимира Дубровского.

Несмотря на процессы всеобщей глобализации 
и унификации культур, у современного человечества 
нет единого лица. Это — грандиозная мозаика, 
состоящая из множества народов — 
больших и малых

Шаманы Тувы: Танцующие с духами

В географическом центре Азии, на границе России и Монголии расположена Тува — огромная издавна заселенная территория площадью свыше 170 тыс. кв. км с разнообразными природными ландшафтами (тайга, степи, горы). Несмотря на сложные исторические, социально-политические и экономические перипетии последних двух веков, уклад жизни ее коренного населения сохранил традиционные основы.

Своеобразие духовной культуры этого региона Сибири определило многовековые взаимодействия распространенного в Центральной Азии буддизма/ламаизма с пантеизмом кочевников и шаманскими практиками, уходящими корнями в сибирский палеолит. К началу XX века здесь действовали более 20 буддийских монастырей, практиковали около 4000 лам, а также почти 2000 шаманов.

Коммерциализация шаманской практики — характерная черта городского шаманизма. Древние формы сакральной практики, оцененные согласно прейскуранту, включаются в систему современных рыночных отношений

Попытки утвердить атеистические стандарты в советской Туве не увенчались успехом, и в конце 80-х гг. именно религиозные традиции стали источником, питающим идеологию национального возрождения. В постсоветское время стали активно возрождаться шаманские ритуальные практики и культы: к началу III тысячелетия были зарегистрированы 5 шаманских организаций, объединяющих более 200 человек. Представители этого «сакрального цеха» призваны, согласно канонам шаманизма, обеспечивать необходимое равновесие между миром людей и миром духов. В конечном счете, они выполняют важнейшие социальные функции, направленные на поддержание стабильного существования любого общества: лечат, проводят ритуалы календарного и семейного цикла, общественные церемонии.

Шаманизм возвращается в повседневную жизнь современных тувинцев. Возрождаются культы «хозяев местности», создаются новые святилища — обоо, к которым молодожены совершают свадебные экскурсии. Для многих семей и даже государственных организаций стало обычным проведение шаманских обрядов во вполне прагматичных целях. Посещение шаманов и участие в их ритуалах становится непременной частью туристических маршрутов по Туве

Современный шаманизм Тувы неоднороден. Известны «традиционные» шаманы, способные лечить, гадать, предсказывать. Их возможности, костюм, атрибуты определяются наследственной предопределенностью и силой их творческого потенциала. «Неошаманы» активно работают в туристическом бизнесе, участвуют в фольклорных шоу и презентациях. Тувинские шаманы практикуют не только в России, но и в Германии, в Бельгии, в скандинавских странах; участвуют во всемирных съездах шаманов и магов; проводят камлания на концертных площадках США и Италии.

Современные шаманы Тувы находятся в эпицентре социальной и культурной модернизации традиционного общества, на практике подтверждая ценность этнических традиций. Нужно отметить, что сегодня древние эзотерические практики, включая шаманизм, выходят за пределы Центральной Азии, активно внедряясь в духовную культуру современного технократического общества. И в этом — один из парадоксов современной эпохи глобализации.

Малые «звезды» Сибири

Несмотря на всеобщую глобализацию и унификацию культур, современное человечество по-прежнему представляет собой грандиозную мозаику из множества народов - больших и малых. Неповторимые материальные и духовные достижения каждого из них — плод уникального многовекового опыта существования в специфических природных условиях.

Сибирь впечатляет не только своими размерами, разнообразием природных ландшафтов и богатством ресурсов, но и этнической многоликостью. Более четырех десятков коренных народов обитают на сибирских просторах — в тайге, степях, тундре, на морском побережье… Веками приспосабливаясь к условиям (часто — экстремальным!) среды, сибирские аборигены создали гибкие системы природопользования и экологически сбалансированные типы хозяйства на основе актуальных сегодня энергосберегающих технологий. Особые взаимоотношения человека и окружающего мира отразились в неповторимой духовной культуре народов Сибири, основанной на преемственности традиций.

Старшему шаману Тувы Сайлык-оолу Канчыыр-оолу дар передал его дед, положив при рождении руку на голову ребенка. На затылке остались наследственные знаки — 5 длинных шрамов, похожих на след медвежьей лапы. В 1998 году он при активном участии правительства Тувы организовал в г. Кызыле Школу шаманов, где ведет оригинальный курс «основы шаманизма»

Интеграция региона в промышленно-сырьевую экономику, вызванная вхождением Сибири в состав России, и политика государственного администрирования привели к неизбежной трансформации жизни здешнего коренного населения. Перемены затронули все — среду обитания и хозяй­ственный уклад аборигенов, их образ жизни, духовную культуру, язык.
Советская практика освоения сибирских просторов, сопровождавшаяся массовыми миграциями и концентрацией коренного населения в крупных поселках, сделала проблематичными многие традиционные способы ведения хозяйства. Интернатная система обучения привела к тому, что современные поколения коренных жителей оказались отлученными и от родного языка, и от этнической культуры. Традиционные религиозные культы — важнейшая часть духовной культуры — оказались под запретом; многие культовые сооружения были разрушены, а ритуалы забыты.

Однако, несмотря ни на что, многие коренные народы Сибири до сих пор сохранили традиционные уклады жизни и основы исконной культуры. Национальные традиции в охоте, скотоводстве, рыболовстве и собирательстве, секреты народной медицины, изобразительное творчество и искусство костюма, богатейший музыкальный фольклор, мифология и религиозные культы — весь этот этнический «потенциал» сибирских народов привлекает живое внимание не только ученых, но и широкой общественности в России и за ее пределами. В огромной человеческой вселенной народы Сибири остаются пусть малыми, но «звездами» — которые не должны погаснуть… 

Фоторепортаж Владимира Дубровского

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments