• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
218
Раздел: Биология
Создавая живую картину

Создавая живую картину

Герой нашего номера — «славное море, священный Байкал». Байкал хранит множество тайн, он сам — величайшая загадка. О том, как разгадывают тайны этой гигантской природной лаборатории, читайте в материалах новой рубрики «Природные феномены Сибири», посвященных древнейшему озеру планеты

«Две недели назад на Байкале состоялось воистину историческое событие — в Байкальском музее открылся демонстраци­онный аквариум с приточной байкальской водой и байкальскими организмами. Интерес к Музею мгновенно вырос в несколько раз. Мое впечатление — потрясение. Огромные стекла, кристально-прозрачная вода, омули и хариусы, гаммарусы, семья нерп — все выглядят довольными и счастливыми. Байкальскую воду забирают через трубу диаметром 20 см с глубины 0,5 км мощными насосами и обменивается она четырежды в сутки. Стоимость работ — 24 млн рублей. Объем самого большого аквариума (их несколько) — 8 тонн. Предполагаемый срок окупаемости — 3 года. Я считаю, что создание аквариума — подвиг директора Музея В. А. Фиалкова. Став директором Байкальского музея в 1993 г., В. А. Фиалков поставил цель — создать аквариум. 11 лет позади, аквариум существует. Он нужен не только посетителям музея, по сути, это пункт комплексного мониторинга: пока рыбы, раки и нерпы живы, мы можем быть за Байкал спокойны — он чист».

Академик М. А. Грачев

Байкал ученые исследуют давно — счет пошел уже на столетия. Есть конкретные результаты, есть многочисленные материальные свидетельства. В какой-то момент появилась настоятельная потребность собрать все это в одном месте. Так на берегу Байкала, у самого истока Ангары родился Байкальский музей Иркутского научного центра СО РАН. Официально, как самостоятельное научное учреждение, он функционирует с 1993 года. Хранение и описание байкальских коллекций, изучение закономерностей формирования экосистемы Байкала в процессе геологической эволюции, мониторинг прибрежных и подводных ландшафтов озера — вот далеко неполный перечень задач, которые решают научные сотрудники музея.

В создании уникальной экспозиции музея принимали участие многие выдающиеся ученые, в том числе замечательный байкаловед и музеевед Н. Ладейщиков. Работает экологическая школа, где занятия ведут сами ученые. Издаются учебные пособия, красные книги и т. д.

Вадим Абрамович Фиалков, директор Байкальского музея, кандидат географических наук. Приехал на Байкал в 1963 г. по приглашению великого байкаловеда Михаила Михайловича Кожова, и с тех пор постоянно работал под водой, изучая геоморфологию озера и его организмы в месте их обитания.
С 1973 г. работал в Лимнологическом институте СО РАН.
В 1977 г. при поддержке великого российского океанолога академика Андрея Сергеевича Монина «заманил» на Байкал подводные обитаемые аппараты «Пайсис». Позднее, в 1990—1991 гг. под руководством
В. А. Фиалкова подводные аппараты работали на Байкале два летних сезона. Во время погружения на «Пайсисе» он достиг самой глубо­кой точки Байкала. Участвовал в открытии загадочных вентов.
В 1993 г. В. А. Фиалков стал директором Байкальского музея.

Впрочем, до последнего времени была одна трудность. Байкал — это не только то, что наверху. Байкал — это и удивительный подводный мир, поразительно меняющийся в зависимости от глубины. Ученые давно и плодотворно исследуют его. Особенно с 1977 года, когда на Байкале впервые появились знаменитые глубоководные аппараты «Пайсис» и дно озера стало доступным на любой глубине. В начале 90-х «Пайсис» впервые достиг наиглубочайшей точки Байкала, открыв таинственные венты — расположенные на большой глубине выходы подземных вод.

Но обитаемые глубоководные аппараты служат ученым — всякого желающего в них не посадишь. Таким образом, живой подводный мир Байкала был как бы закрыт для просветительской работы.

Совсем недавно музею удалось решить и эту проблему. Состоялось открытие демонстрационного аквариума, где живут различные организмы — омули и хариусы, гаммарусы, нерпы… Посетители получили возможность оказаться в подводном мире без использования специального аппарата, для них недоступного. Тем самым экспозиция музея приобрела ту «живую» полноту, которой ей так не хватало раньше.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

comments powered by HyperComments