• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2375
Раздел: Археология

Священные лики большого Леса.
О свидетельствах подвигов остяцких богатырей

Нормы ведения войны таежными богатырями предстают в фольклорных текстах весьма свирепыми. Полная победа по кодексу остяцкой доблести не мыслилась без окончательного уничтожения противника, лишения его надежды на возрождение. А для этого надо было разрушить тело – отсечь голову и снять скальп. Ведь в волосах, согласно остяцким поверьям, жила реинкарнирующаяся душа – птица

«... – Какой муж с крепкими суставами ног родился...
    на другом конце города?
– Кольчугу с Сотней Торчащих Рожков
    Носящий Богатырь – мой брат там родился.
– После него кто родился?
– Звенящую Кольчугу из Блестящих Колец
    Носящий Богатырь – мой брат здесь родился.
– После него кто... родился?
– Богатырь с Остроконечным Мечом –
    мой брат здесь родился...»

С. К. Патканов. Былина про богатырей города Эмдера

Свыше ста лет минуло с тех пор, когда ученый мир императорской России впервые услышал легендарные истории из жизни остяцких богатырей, записанные в глубинах таежного Прииртышья Серафимом Паткановым. Полные загадочных образов, мрачного таежного колорита, ярких неожиданных эпитетов и контрастных сравнений, с чуждой «цивилизованному» уху ритмикой повторов – они явили современникам давно исчезнувший и совершенно незнакомый мир жизни западно-сибирских аборигенов.

За свою работу «Стародавняя жизнь остяков и их богатыри по былинам и героическим сказаниям» [1] исследователь получил Малую золотую медаль Русского географического общества. Однако картины легендарной жизни обских угров и современное состояние их быта (с которым сталкивались ученые и путешественники в конце позапрошлого – начале прошлого веков) являли разительный контраст. И мнения о том, можно ли верить историзму образов народной фантазии, разошлись. Одни, преимущественно историки, и прежде всего такие крупные и авторитетные исследователи эпохи феодализма, как С. В. Бахрушин, З. Я. Бояршинова, утверждали, что хорошо известные в русских актовых документах остяцкие «княжества» могли в прошлом достигать весьма высокого уровня социально-политического развития и даже приобретать формы, близкие к феодальным. Другие маститые специалисты, в их числе классики отече­ственной этнографической науки – В. Н. Чернецов и Б. О. Долгих, считали обско-угорское общество гораздо более архаичным....

comments powered by HyperComments