• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
6859
Раздел: Этнография
В попутчиках у Герарда Фридриха Миллера

В попутчиках у Герарда Фридриха Миллера

Вторая Камчатская экспедиция (1733–1743 гг.), проект которой был разработан в Петербургской Академии наук совместно с Сенатом и Адмиралтейств-коллегией, — одно из самых грандиозных научных мероприятий за всю историю полевых исследований. Неслучайно у нее есть и другое название – Великая Северная.

Журнал «НАУКА из первых рук» не однажды обращался к теме крупнейшего отечественного академического проекта, рассказывая о жизни и научной деятельности участников Второй Камчатской экспедиции: Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, Г. В. Стеллера. В серии материалов, посвященных юбилею Миллера, впервые опубликованы фрагменты его фундаментального рукописного труда «Описание сибирских народов».

В августе-сентябре этого года сотрудникам редакции вместе с постоянным автором журнала, крупнейшим знатоком и переводчиком трудов Миллера д. и. н. А. Х. Элертом – посчастливилось принять участие в двух крупных международных научных собраниях, посвященных юбилею выдающегося ученого. Своего рода отчет об этих путешествиях, посвященных «отцу» сибирской историографии и этнографии - Герарду Фридриху Миллеру и академическим исследованиям Сибири в целом, мы и представляем настоящей публикацией...

Многочисленные сухопутные и морские отряды, в составе которых работали сотни человек, провели комплексное исследование всей территории Сибири от Урала до Тихого океана и от южных степей до побережья Ледовитого океана, совершили плавания к берегам Северной Америки, Японии, Алеутским и другим островам Тихого океана, сделав крупнейшие географические открытия.

Истории экспедиции, ее отдельным участникам, результатам посвящено множество работ. Тем не менее, ее огромное научное наследие до сих пор еще не изучено в полной мере. В первую очередь это касается рукописных трудов и материалов Г. Ф. Миллера, российского академика немецкого происхождения, чье 300-летие в 2005 г. широко отмечается научной общественностью.

Журнал «НАУКА из первых рук» не однажды обращался к теме крупнейшего отечественного академического проекта, рассказывая о жизни и научной деятельности участников Второй Камчатской экспедиции: Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, Г. В. Стеллера. В серии материалов, посвященных юбилею Миллера, впервые опубликованы фрагменты его фундаментального рукописного труда «Описание сибирских народов».

Во время своего путешествия в составе Второй Камчатской экспедиции Миллер впервые поставил задачу комплексного изучения этнической истории, языков, материальной и духовной культуры коренных народов Сибири. Подлинное значение поистине грандиозных результатов деятельности Миллера как этнографа смогли оценить только его потомки.

Сотрудники редакции Л. Е. Овчинникова, Л. М. Панфилова и автор журнала д. и. н. А. Х. Элерт в путешествии «по следам» Великой Северной экспедиции. На карте указаны города, которые посетил Миллер, красным цветом отмечен маршрут 2005 г.

В августе-сентябре этого года нам — сотрудникам редакции вместе с постоянным автором журнала, крупнейшим знатоком и переводчиком трудов Миллера д. и. н. А. Х. Элертом – посчастливилось принять участие в двух крупных международных научных собраниях, посвященных юбилею выдающегося ученого, по приглашению Государственного музея Природы и Человека (Ханты-Мансийск, директор Л. В. Степанова) и Института гуманитарных исследований АН РС(Я) (Якутск, директор д. и. н., акад. АН РС(Я) В. Н. Иванов).

Конференция «Россия и Германия: историко-культурные контакты (к 300-летию первого историка Сибири Г. Ф. Миллера)» прошла в Якутске. Симпозиум «Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница» – в прямом смысле «по маршруту» путешествия Миллера по Оби и Иртышу в 1740 г. Примечательно, что проводились научные форумы в крайних, если так можно выразиться, точках сибирского путешествия Миллера: проехав за десять лет экспедиции около 35 тыс. км, ученый на северо-востоке достиг Якутска, а на северо-западе – Березова.

Из десяти лет путешествий по Сибири он провел в низовьях Оби и Иртыша около полутора месяцев: 4 июля 1740 года ученый отправился из Сургута вниз по Оби, через 9 дней достиг Березова, где оставался до 1 августа, а 16 августа прибыл в Самаровский ям (ныне г. Ханты-Мансийск).

За этот относительно небольшой срок путешественник собрал колоссальные по объему и научной значимости материалы, в общей сложности составившие сотни страниц экспедиционных рукописей. Участникам симпозиума – историкам, этнографам, музейным работникам, журналистам – выпала редкая возможность повторить один из многочисленных маршрутов легендарной академической экспедиции XVIII в.

Об участниках Второй Камчатской экспедиции читайте в журнале «НАУКА из первых рук»: 2004 г.: № 0, № 2; 2005 г.: № 1, № 2

Своего рода отчет об этих путешествиях, посвященных «отцу» сибирской историографии и этнографии и академическим исследованиям Сибири в целом, мы и представляем настоящей публикацией. Нашим незримым попутчиком и гидом был сам Герард Фридрих Миллер – тексты, напечатанные курсивом, взяты из его путевых описаний и полевых дневников*.

Сургут

Город, основанный в 1594 г. на месте остяцкой крепости, – ныне крупный центр не только нефтегазодобывающей промышленности, но и образования и культуры. 

8.03.jpg

Сургут запомнился непривычными для Сибири, ухоженными зелеными газонами, веселой окраской многоэтажек, широкими транспортными развязками, новым грандиозным зданием университета со своим театром. И – белыми скатертями в студенческой столовой...

Из заметок Г. Ф. Миллера:
...Сургут, маленький город на правом берегу Оби... Расположен на песчаной и болотистой возвышенности. В центре города находится маленькое укрепление из палисада, защищенное боевыми башнями на обоих углах стены... В этом укреплении, подобные которому называют острогами, имеются канцелярия, дом воеводы, обычные амбары и винный погреб. В нем была также двухэтажная соборная церковь, которая в 1739 году от возникшего в ней пожара сгорела дотла. Сейчас делаются приготовления для строительства новой... Вне острога в верхней части города имеется приходская церковь Рождества Богородицы. Частные жилища состоят из 165 дворов. Вокруг города имеется различный крупный и мелкий лес. Перед городом лежат два острова, и осенью вода между ними и городом полностью спадает, так что можно перейти посуху.

Октябрьское

В XV—XVI вв. Октябрьское именовалось Кодой, представляя собой своеобразный центр территориально-племенного объединения народов ханты и манси по нижнему течению Оби. После покорения Сибири Ермаком на этом месте был построен городок Кодск – крепостное укрепление с казачьей воинской частью.

...Кодцкой Троицкой монастырь, являющийся мужским, на правом берегу... Имеет 2 деревянные церкви – Живо-начальныя Троицы и Благовещения Богородицы. На месте первой, так как она старая, сейчас строится каменная двухалтарная церковь.
Макет Кодского монастыря и этнографические экспонаты, дающие представление о культуре коренных обитателей края и русскоязычного населения, в экспозиции Октябрьского краеведческого музея
В монастыре имеются обычные монастырские постройки, как-то кельи, погреба и амбары. Вне его в 3 дворах живут монастырские служители, а еще здесь имеется 15 дворов бобылей, которые происходят большей частью из крещеных остяков. Они издавна приданы монастырю, который может использовать их для различных работ и за это платит в государственную казну обычные налоги (Г. Ф. Миллер).

Березово

Березовский острог, основанный в 1593 г., широко известен как место великосветской ссылки.

Еще одна местная достопримечательность – знаменитая «сосьвинская селедочка» пряного посола, точнее, – тугун, небольшая рыбка из рода сигов семейства лососевых, украшавшая некогда царский стол.

...Березов, город на левом возвышенном берегу Сосьвы...
состоит в первую очередь из обнесенной палисадом маленькой четырехугольной крепости. На ее углах начато строительство боевых башен... Ворота с верхней стороны реки защищены башней.
В крепости находятся канцелярия, дом воеводы и обычные амбары. Вне крепости имеется рядом с воротами соборная церковь, посвященная Св. Деве Марии. Выше и ниже крепости имеются 4 приходские церкви, которые, однако, снабжены лишь одним священником.
В экспозиции Березовского краеведческого музея привлекают внимание уникальные археологические находки с древнего Няксимвольского городища: бронзовое литье, украшения, керамика, предметы быта…
К публичным зданиям относится маленький торговый дом (Гостинной двор) с 9 лавками, где также находится таможня наряду с винным погребом. Частных домов жителей насчитывается 175 дворов. Перед городом вдоль берега реки стоит множество амбаров, в которых жители хранят продукты и другое имущество, чтобы быть в большей безопасности от пожаров (Г. Ф. Миллер).

Шеркалы

В этом небольшом сибирском селе, где в уютном этнографическом музее, по словам его сотрудника, за занавеской живут родовые духи семьи хантов, в марте 2005 г. установлена наземная спутниковая станция.

...Лабас – это амбары остяков. Строятся на четырех столбах, и столбы сильно засечены, чтобы по ним не могли забраться мыши (Г. Ф. Миллер).

... Лодки остяки по всей Оби изготавливают из осины, которая растет везде в изобилии вплоть до района Березова…

...Шор-Кара, или Шоркарский погост расположен в 41 версте от Кодцкого монастыря. Имеет построенную для остяков церковь Нерукотворенаго Образа, при которой, помимо жилищ церковных служителей, находятся 10 зимних и 11 летних юрт Шоркарской волости (Г. Ф. Миллер).


Малый Атлым

Крутые холмы, покрытые кедрачом, сизые ягоды можжевельника, рыжие маслята на толстом слое опавшей хвои, богатая на древности земля и щедрые душой люди… Говорят, что есть места, в которых хочется умереть. В Малом Атлыме хочется просто жить…

...Малой Атлым или Атлымский погост.... Имеет церковь Преображения Господня, построенную для здешних остяков, и, 16 остяцких зимних юрт Малой Атлымской волости. Летние жилища рассеяны по разным местам в нескольких верстах выше. ...Немного выше на правом гористом берегу насыпан довольно большой песчаный холм, который русскими называется Старым Атлымским городищем. Остяки говорят, что в древности их врагами были как татары, так и самоеды, от которых они должны были прятаться на таких холмах (Г. Ф. Миллер).

Карымкары

...Карим-Карра, или Каримкарские юрты, расположены на правом берегу... Имеет 11 юрт, являющихся последними в Сухоруковской волости.
Речка Каримкарка в 1 версте от предыдущих юрт... рядом с северным берегом расположен круглый холм, окруженный со всех сторон водой, который, согласно остяцким сообщениям, издавна служил этому народу защитой от их врагов. Отсюда также пошли названия речки и деревни, так как слово Karra обозначает то же, что по–русски называется городом или укреплением (Г. Ф. Миллер).

...Собак остяки держат частично ради охоты, частично для езды. Богатые остяки имеют по 6–7 собак. Зимой их кормят костями, остающимися от юколы, а также рыбьей чешуей, которую, однако, предварительно необходимо варить. Остяки имеют охотничьих собак, натасканных на всякую дичь, другие собаки идут только на лисиц, третьи – на соболей... Собак не едят ни остяки, ни самоеды, преимущественно из-за чувствительности и уважения, а не потому, что они считают их нечистыми или невкусными (Г. Ф. Миллер).

Ханты-Мансийск

Начало городу Ханты-Мансийску – современному центру Ханты-Мансийского автономного округа, раскинувшемуся на семи холмах, – было положено в 1637 г. указом царя, повелевшего для обеспечения государственной почтовой связи образовать Самаровский ям.

Современная столица югорской земли – это золотые церковные шпили и музеи, трассы биатлона и раритеты русского искусства в Фонде поколений. Широкие мощеные площади, стекло и мрамор зданий, яркие краски цветников, вечерняя иллюминация…

«Город-сказка, город-мечта» – так называют жители свой стремительно меняющийся город, центр богатейшего нефтедобывающего края России.

Исследователь творчества и биографии легендарного Кирши Данилова В. И. Байдин (Уральский гос. университет, Екатеринбург) в компании с пещерным медведем (слева вверху). Позвонок мамонта, пронзенный копьем древнего охотника, из крупнейшего кладбища мамонтов «Луговское» в экспозиции Государственного окружного музея Природы и Человека и на страницах журнала «НАУКА из первых рук» (справа внизу)

...Самаровской ям, ямщицкая слобода на восточном берегу... в 17 верстах от большого устья реки Иртыша. Здесь имеется двухэтажная церковь, верхний этаж которой предназначен для служб летом, а нижний – зимой. Число домов составляет 111 дворов, из которых 93 двора ямщицких. Ко времени сибирского губернатора князя Гагарина этот пункт имел вид почти города. По примеру других сибирских городов к нему был присоединен уезд как из русских сел и деревень, так и из остяцких волостей (Г. Ф. Миллер).

...Здесь имеется пристань для судов, направляющихся как из Тобольска в низовья и верховья реки Оби, так и оттуда в Тобольск, ради которых здесь под присмотром управителя назначена и таможня (Г. Ф. Миллер).

Якутск

История столицы республики Саха (Якутия) началась в 1632 г. с основания на правом берегу р. Лены Ленского острога в 70 км севернее современного Якутска. Сейчас в городе проживает 1/5 часть населения республики – более 200 тыс. жителей, 12 % работающих заняты в сфере науки и образования.

...Шапки якутов представляют собой нечто особенное, как и вся их одежда. Я не могу сравнить якутские шапки ни с чем иным, как с чепчиками маленьких детей в Германии, которые внизу завязываются на шее, чтобы во сне не могли упасть с головы.

...Якутские женщины и девушки носят еще одно украшение на макушке шапки, а именно, торчащий вверх рысий хвост, который набит кожей, чтобы придать ему твердость (Г. Ф. Миллер).

...Все якутские женщины и девушки носят серьги, довольно большие и тяжелые. Серьги у немногих из серебра, обычно – медные. Женщины, живущие со своими мужьями в большом разладе, имеют обыкновение от досады снимать серьги и обрезать косу. Вдовы обычно утяжеляют свои серьги еще большим количеством украшений и больше украшают всю свою одежду, чтобы быстрее приманить к себе свободного мужчину (Г. Ф. Миллер).

...Якуты имеют священные места на дорогах, где есть мыс на реке или подъем в гору и где стоит особенно красивая и высокая лиственница или сосна... На них каждый проезжающий мимо подвешивает что-нибудь: или тряпочку, или плохое сукно, или что-нибудь от меха, или немного волоса из гривы коня, на котором он едет. Если кто-то идет пешком и у него нет ничего, чтобы дать, он бросает здесь свой посох. При этом они говорят следующим образом: «Моя бабушка, здесь я даю тебе подарок, оставь меня и моего коня довольными на моем пути и неповрежденными»…

...Некоторые якуты почитают орла как божество, другие – лебедей, третьи – воронов. Орлов и воронов не едят ни шаманы, ни простые люди. Лебедей не едят шаманы. Простые люди хотя и едят их мясо, но должны связать все кости в пучок и положить их на маленький лабаз (Г. Ф. Миллер).


250 лет назад ученые и не подозревали о богатствах, скрытых в недрах самого холодного региона России.

Ржание табуна, пронзительные крики стерха, отзвуки звездных катаклизмов сплелись в звучании хомуса – древнего инструмента шаманской практики. Перед участниками конференции выступила Альбина Дегтярева – известная исполнительница на хомусе, преподаватель высшей школы музыки г. Якутска

Сейчас же само название этого академического учереждения СО РАН звучит как гимн кладоискателей: Институт геологии алмаза и благородных металлов. В его лабораториях и Геологическом музее скрываются настоящие сокровища: перламутровые аммониты, минералы-призраки, россыпи алмазов и самородного золота...

Уникальные экспонаты из Ленского историко-архитектурного музея-заповедника «Дружба»: традиционные якутские жилища – летняя хижина из бересты, зимний балаган из музея под открытом небом ИАЭТ СО РАН (см. «НАУКА из первых рук», 2004: № 0)

...У якутов все жеребцы в особом почете, так что на них никто не ездит верхом и в подводы их дают не иначе, как при крайней нужде. Тех жеребцов, которые имеют белую или бледно-серую масть, они освящают с помощью шаманов (Г. Ф. Миллер).

...Те якуты, которые плавят железо, умеют также выковывать из него всяческие предметы, такие как ножи, топоры, стрелы, огнива и все, что еще им требуется из домашней утвари и охотничьих принадлежностей. ... они могут снабжать ими и далеко живущие народы. (Г. Ф. Миллер)


Много воды и много лет утекло с тех пор, как по просторам Сибири шли под парусом и на веслах, на конных повозках и собачьих упряжках отряды неутомимых исследователей. Прошедшие столетия придали фигурам участников Великой северной экспедиции несвойственные им при жизни монументальность и «классицизм».

Нужно было послушать плеск нежаркой обской водицы за кормой, поесть нежнейшей малосольной нельмы, послушать гипнотическую песнь хомуса и громкие споры в кают-компании, чтобы легендарные исследователи Сибири стали для нас теми, кем они были на самом деле. Просто людьми – людьми с горячей кровью, жаждой нового, пытливым умом... Такими же, как наши современники – те, что почти 250 лет спустя отправились в путешествие «… по волнам памяти», и как те, что придут на смену завтра. Пусть все проходит, как вода в реке, – Река остается...    

*Документы Российского государственного архива древних актов. Перевод и публикация А. Элерта

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!