• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1439
Раздел: История

Все грани камня.
Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана

Как известно, в первые послереволюционные годы большевики умудрились продать за рубеж бесценных произведений искусства на сумму в 50 млрд золотых рублей. Среди приготовленных на продажу ценностей был и шкаф-кабинет для императорских покоев, сделанный из тропического дерева и украшенный мозаикой из лазурита, яшмы, агата, розового опала и других цветных и полудрагоценных камней. Этот шедевр Петергофской гранильной фабрики американцы готовы были обменять на 25 паровозов! К счастью, его продаже воспротивился сам В. И. Ленин, и сегодня уникальное изделие можно увидеть в экспозиции старейшего и крупнейшего в России Минералогического музея, носящего имя выдающегося минералога и геохимика А. Е. Ферсмана.

Сегодня собрание этого музея, в основу которого легла коллекция, закупленная по поручению Петра Великого для создания модного в то время кабинета редкостей (Кунсткамеры), насчитывает свыше 140 тыс. экспонатов В их числе не только образцы природных минералов со всего мира – около 3500 из 5 тыс. известных, но и внеземные объекты, такие как знаменитый метеорит «Палласово железо».

Гордость музея – большая коллекция поделочных и драгоценных камней, а также камнерезных изделий огромной художественной и исторической ценности, редко в таком количестве встречающихся в составе естественно-научных собраний. Начатое в последние годы изучение этих экспонатов, переданных музею в 1920-е гг., привело к удивительным открытиям. Так, обнаружилось, что неоконченное изделие из коллекции Фаберже является ничем иным, как одним из двух драгоценных пасхальных яиц, которые фирма должна была традиционно изготовить по заказу императорского дома в 1917 г. Яйцо, получившее название «Цесаревич Алексей» и состоящее из двух полусфер синего стекла с изображением созвездий и подставки в виде облака из горного хрусталя, было, наконец, собрано в единый предмет и сейчас выставлено в музейной экспозиции.

В 2016 г. отметит 300-летний юбилей один из наиболее известных в мире и крупнейший в России Минералогический музей, носящий имя выдающегося ученого, минералога и геохимика А. Е. Ферсмана. Сегодня собрание этого музея, который имеет еще более древнюю историю, чем сама Российская академия наук, насчитывает свыше 140 тыс. образцов. Его основой стала коллекция (или, как тогда ее официально называли, Музеум, Музей) доктора К. Готвальда, купленная в 1714 г. на аукционе в Данцинге по поручению Петра I для создания музея редкостей – Кунсткамеры. На основе этой коллекции в 1716 г. и был создан так называемый Минеральный кабинет – по сути, первый в России публичный минералогический музей, предназначенный для просвещения самых широких слоев населения.

Основой Минерального кабинета, созданного в начале XVIII в. при Кунсткамере Петра I, стали минералогические «курьезы» из коллекции Готвальда, которая хотя и считалась по тем временам большой, вся насчитывала только 1195 образцов (Новгородова, 2011).

Для пополнения коллекций Петр I издал специальный указ о том, что «ежели кто найдет в земле и в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно – такожь бы приносили, за что будет довольная дача…».

А поскольку дело было новое и непривычное, то для привлечения публики в кабинете накрывали столы, угощали пирогами и даже подносили чарочки...

«Средства для усовершенствования художеств и наук…»

Создание Минерального кабинета только отчасти отвечало основным задачам кунсткамер, существовавших в то время при дворах европейских монархов: удивить, восхитить посетителей и показать богатство и могущество владельца коллекции. В «Очерках по истории естествознания в России в XVIII столетии» В. И. Вернадский писал: «Петр Первый не копил сокровища. Он ставил перед собой совсем...

comments powered by HyperComments