• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version

О физике и физиках

575

Начало атомной эры

З. К. Силагадзе

Главный герой прекрасного фильма немецкого режиссера Вернера Херцога «Агирре, гнев божий», посвященного испанской экспедиции 1540—1541 гг. в поисках Эльдорадо, говорил: «…я – гнев Божий. От моего взгляда задрожит земля. Захочу – птицы посыпятся мертвыми с деревьев. Кто ослушается – разрежу на сто кусков и растопчу так, что можно будет красить стены». В середине прошлого века эта угроза одержимого манией величия «великого предателя», как сам себя называл Лопе де Агирре, потеряла свою метафоричность и стала реальной. Атомная эра началась с ужасных событий, и даже люди, способствовавшие ее началу не по своей воле, испытали на себе «гнев Божий».

Первая управляемая цепная реакция была осуществлена в декабре 1942 г. в Чикагском университете командой физиков, возглавляемой Энрико Ферми. При этом судьбоносном для всего человечества событии не присутствовало ни одного фотографа. Пятнадцать лет спустя художник Гэри Шиахан воссоздал по воспоминаниям очевидцев этот момент на картине First Human Made Reactor and Birth of Nuclear Age.

79342344e927f465a454d2d73f9674c8.jpg
Первый в мире ядерный реактор «Чикагская поленница-1» был построен в 1942 г. в Чикагском университете под руководством Энрико Ферми.
Автор: Melvin A. Miller of the Argonne National Laboratory. Public domain

Непосредственные последствия этого события не заставили себя долго ждать и были ужасными. Руководствуясь скорее политическими, чем военными соображениями, в августе 1945 г. США осуществили атомную бомбардировку двух японских городов. Американский писатель Курт Воннегут в одном из интервью сказал, что самым «прескверным поступком этой страны, после рабства, была бомбардировка Нагасаки».

Может, на небе и следят за справедливостью возмездия, но «непостижимы суды Его и неисследимы пути Его!». Ни один из 24 членов экипажа двух самолетов, осуществивших атомные бомбардировки, не выражали сожалений о содеянном, и капитаны этих воздушных судов спокойно дожили до глубокой старости. Они считали, что атомными бомбардировками приблизили конец войны и сохранили много жизней американских и японских солдат. По мнению того же Воннегута, Хиросиму все-таки надо было бомбить, чтобы поскорее закончить войну, хотя Нагасаки – это уже лишнее. На войне как на войне, ведь она обнажает все самое худшее в человеке. В конце концов, ковровые бомбардировки Дрездена и Токио в конце войны зажигательными и фугасными бомбами представляют собой не меньшее варварство. А за атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки небесной канцелярией были наказаны совсем другие люди, которые хотя и имели непосредственное отношение к этой трагедии, сами об этом и не подозревали.

26 июля 1945 г. американский тяжелый крейсер «Индианаполис» прибыл на о. Тиниан в Тихом океане, где американцы в 1944 г. развернули базу военной авиации. «Индианаполис» доставил часть адской начинки и другие компоненты первой атомной бомбы, которая вскоре будет сброшена на Хиросиму. Ввиду особой секретности миссии даже экипаж судна, включая его капитана, не знал, какой груз они везли. Но это не спасло их от быстрого и неминуемого возмездия. На обратном пути, в полночь 30 июля японская подводная лодка I-58 торпедировала «Индианаполис». Судно быстро (за 12 минут) затонуло, унося с собой в морскую пучину около 300 моряков. Остальные члены экипажа – около 880 человек – оказались в воде без пищи и пресной воды, почти без спасательных шлюпок, а некоторые – даже без спасательных жилетов.

27c9c0ca162b0cc2f21b45220abbc489.jpg
Американский тяжелый крейсер «Индианаполис», затонувший в 1945 г. Источник: U.S. Naval Historical Center Photograph. Public domain

Перед гибелью судно успело передать сигналы бедствия, и моряки надеялись, что их быстро найдут. Но этого не случилось, возможно, из-за того, что маршрут был засекречен. Ни одна из военно-морских баз, получивших сигналы бедствия, не пришла на помощь. Один из командиров подумал, что это японская ловушка, другой приказал не беспокоить его ночью, а третий был просто пьян.

С рассветом появились акулы. Одного за другим они стали атаковать несчастных жертв катастрофы. Мучительные крики заполняли воздух днем и ночью, кровь смешивалась с мазутом. По словам выживших, акулы сотнями плавали чуть ниже их болтающихся ног. Никто не знал, кто будет следующей жертвой: в среднем каждые 10–15 минут кто-то погибал от острых зубов в страшных мучениях. И так продолжалось четыре с половиной дня! На третий день у многих начались галлюцинации. Люди медленно сходили с ума, некоторые дрались и убивали друг друга. Надежда исчезала.
Наконец Бог смилостивился над несчастными и послал им своих «ангелов».

c71b220e6e44baece509b9993843adc7.jpg

Первый был Чак Гуинн, пилот американского противолодочного бомбардировщика «Локхид PV-1 Вентура». Он патрулировал океан в поисках вражеских подлодок и случайно обнаружил большое масляное пятно. Предположив, что это след от японской подлодки, которая только что погрузилась в воду, Гуинн спикировал и уже был готов обрушить глубинные бомбы на предполагаемого противника. Но в последний момент он заметил людей на поверхности океана – много людей, которые отчаянно махали ему в надежде привлечь внимание.

Гуинн немедленно сообщил о своей находке на базу и кружил около этого места, пока не закончилось топливо. На базе ему сначала не поверили, подумав, что он шутит. Но через три часа морской патрульный бомбардировщик «Каталина PBY» (летающая лодка-амфибия) все-таки был отправлен к месту находки. Командиром Каталины был 28-летный Адриан Маркс, еще один «небесный ангел».

3e401ea4f01855051d6e06728c9892eb.jpg
Выжившие члены экипажа «Индианополис», 1945 г. Public domain

Прибыв на место, экипаж Каталины стал сбрасывать плоты и провизию, но вскоре пилоты заметили, что выживших атакуют акулы. Шокированный экипаж и их командир приняли решение садиться в открытом море, что было строго-настрого запрещено инструкцией (поразительно, но впоследствии армейская бюрократия даже начала подготовку бумаг для судебного преследования Маркса за нарушение этой инструкции. Бумаги переходили от чиновника к чиновнику, пока не нашелся разумный человек, который прекратил это безумие). До приводнения Маркс понятия не имел, кто были эти люди – американцы, японцы или англичане. Когда он узнал, что они с «Индианаполиса», он стал настойчиво требовать дополнительной помощи. Наконец, крупномасштабная спасательная операция была запущена.

Одна лишь Каталина PBY спасла 56 человек. Когда фюзеляж самолета заполнился, моряков размещали на крыльях. В тканевом покрытии крыльев проделывались отверстия, через которые людей подвешивали на парашютном шнуре. Всю ночь Маркс и его команда боролись, чтобы спасти как можно больше людей. Наконец стали подходить спасательные корабли.

Всего удалось спасти 317 человек. Через несколько дней после окончания спасательной операции, 6 августа 1945 г. смертоносный груз «Индианаполиса» взорвался над Хиросимой. Так началась атомная эра.
comments powered by HyperComments