• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version

Владимир Сурдин: астрономия от чистого сердца

585

Космический досуг. Вопросы и задачи для любознательных

c0c55ca3b6e805db0991b0a22269c0ad.jpg

Быть культурным человеком, значит иметь ясное представление о мире, в котором ты живешь. Мир в целом, до его самых дальних пределов, изучает астрономия и пограничные с ней науки – астрофизика, астрохимия, астробиология. Знакомство с этими космическими науками развивает любознательность и стимулирует интерес к другим естественнонаучным предметам – физике, химии, биологии, математике. Но простое накопление знаний не может удовлетворить любознательного человека. Знания должны работать, их нужно уметь применять. Нынешние средства связи заливают нас потоком информации, в которой есть чрезвычайно важная и интересная, но нередко встречается ошибочная и даже лживая. Только активное знание помогает нам фильтровать эти потоки и получать из них ту информацию, которая развивает наш интеллект, а не засоряет мозг.
Не буду вас убеждать, насколько полезен при изучении любого предмета хороший задачник с подробными решениями. В последнее время мы все больше убеждаемся, что «знать» и «уметь» – далеко не одно и то же. Именно задачники учат нас уметь. Много лет я преподаю в МГУ и ясно вижу разницу между студентами, прошедшими через олимпиады (т. е. склонными к решению нестандартных задач) и простыми зубрилами, поступившими по баллам ЕГЭ. Олимпиадники стремительно выходят вперед, на 3–4 курсах начинают активно заниматься наукой, к 6 курсу имеют достойные публикации, а после окончания университета успешно делают академическую карьеру. В конце концов, что такое наука, если не умение ставить задачи и решать их. Впрочем, и другие стороны нашей жизни требуют тех же навыков. Возможно, именно поэтому наш биологический вид выжил и добился столь многого, что в человека заложена потребность искать и разгадывать загадки. Мы не можем пройти мимо кроссворда, мы с удовольствием читаем детективы, а вечером у телевизора предпочтем «Что? Где? Когда?» любой другой передаче. Каждая разгаданная загадка, каждая решенная задача поднимает нашу самооценку.
Но хороший задачник невозможно «сесть и написать». Оригинальные задачи рождаются нечасто. Создать профессиональный и самобытный задачник – это, смею вас заверить, большой труд; но и коэффициент его полезного действия невероятно высок: физикам не нужно напоминать, какую роль в их образовании сыграла тоненькая книжечка «Задачи Петра Капицы». Мы с коллегами уже несколько десятилетий проводим астрономические олимпиады в Москве, России и на международных площадках. Эти турниры стимулировали не только будущих «звездочетов», но и успешных людей других профессий. 20 лет назад я собрал наши лучшие задачи, сопроводив их подробными решениями (Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады, М., МГУ, 1995), и эта книга до сих пор успешно «работает». Позже было еще несколько сборников более простых задач. А теперь пришло время для нового, в котором отражаются изменения последних лет.
Эти изменения с одной стороны тревожат меня, с другой – радуют. В течение последней четверти века астрономия была изгнана из средней школы. Это печально. Несколько поколений школьников были лишены глубоких знаний о Вселенной. Но интерес к астрономии у молодых людей велик, и это радует. В МГУ уже несколько лет мы читаем межфакультетские курсы со свободной записью студентов; и я рад, что на моем курсе «Основы астрономии» максимальное количество слушателей. Кроме этого, интернет дал возможность преподавать on-line, и мои астрономические курсы ежегодно посещает более 10 тыс. слушателей. Возрастной и профессиональный состав слушателей стал очень широким, и я постарался учесть это в новом задачнике.
Читайте, решайте, наслаждайтесь. Желаю удачи!
А если будут замечания, пишите мне по адресу Surdin@sai.msu.ru

Задача 1.2.
Казалось бы, тривиальный вопрос: «Что служит причиной смены сезонов на Земле, т. е. почему бывают зима и лето?» Но ведь каждый третий даёт на него неверный ответ. А вы?

Первые 5 человек, правильно решившие задачу, получат годовую подписку на печатную версию журнала «НАУКА из первых рук» на 2018 г. Следующие пять человек, нашедшие правильное решение, получат полугодовую подписку на печатную версию журнала «НАУКА из первых рук» на 2018 г.  Через неделю на сайте журнала и на страничках журнала в соцсетях будет опубликовано решение задачи. Ответы присылайте по адресу: zakaz@infolio-press.ru
comments powered by HyperComments