• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2626
«На олютор Болшой посад итить войною»
История

«На олютор Болшой посад итить войною»

Численность современных коряков – коренного народа северо-востока Сибири, на начало XXI в. составляла не более 8 тыс. человек, и лишь каждый пятый из них владел родным языком. Трудно поверить, что именно об этих мирных оленеводах, рыбаках и охотниках знаменитый исследователь Камчатки С. П. Крашенинников писал: «Все вообще прегрубые, сердитые, несклонные, злопамятные и немилосердные люди». Ученого можно простить: эта характеристика отражает, в первую очередь, настроения камчатских служилых, от которых он получал сведения о коренных жителях. Статья известного специалиста в области дешифровки, переводов и исследования рукописей XVII—XVIII вв. д.и.н. А.Х. Элерта, опубликованная в последнем выпуске журнала и посвященная одному из самых кровавых эпизодов в истории русско-корякской «войны», основывается на архивных документах и рассказах очевидцев, собранных академиком Г. Ф. Миллером, неофициальным руководителем академического отряда Второй Камчатской экспедиции 1733—1743 гг. – одного из самых грандиозных научных мероприятий за всю историю полевых исследований

История полна не только правдивых событий, но и мифов и легенд, не говоря уже о намеренной фальсификации. Так, бытует мнение, что открытие новых земель на востоке Российской империи автоматически означало их присоединение, однако этот процесс растянулся без малого на три столетия и был очень неоднозначным. В некоторых случаях масштабы сопротивления русской колонизации отдельных групп местного коренного населения просто поражают. Ярким примером служат отношения с коряками, через земли которых пролегли основные пути на Камчатку.

Первая половина XVIII в. – это цепь непрерывных военных столкновений между русскими и коряками. Жестокость и грубый произвол, допускавшийся при сборе подати, при постое и обменных операциях, вызывали ответные действия аборигенов. Обычными были как разгромы аборигенных острожков, так и убийства сборщиков подати и промышленных людей. Коряки отваживались нападать на отряды служилых, имевших на вооружении даже пушки, и сами использовали захваченное огнестрельное оружие. В своей борьбе они проявляли мужество, упорство и крайнее ожесточение. Нередкими были случаи, когда коряки, терпя поражение, поджигали жилища и погибали целыми семьями, чтобы не попасть в плен. Беспощадно и зачастую изощренно-жестоко они расправлялись с попавшими в их руки русскими.

Один из самых драматичных периодов в истории русско-корякских отношений приходится на 1708—1715 гг., центральное место в котором занимает осада и разгром олюторского острога Большой посад с целью «камчацкой путь совершенно очистить». Об этих событиях до недавнего времени было известно лишь в самых общих чертах.

Сегодня, на основании архивных документов и записей воспоминаний очевидцев и участников событий, мы знаем, что Большой посад представлял собой крупнейшее аборигенное поселение Сибири первой половины XVIII в. Он было окружен стенами и валами шириной более 4 м, а «находившиеся там мужчины насчитывали до 1500 человек, годных к войне, не считая женщин и детей». По числу жителей, размерам и мощности укреплений он мог соперничать не только с русскими острогами Сибири, но даже с такими городами, как Нарым и Сургут.

Захватить Большой посад удалось лишь в результате полугодовой осады многочисленным отрядом хорошо вооруженных анадырских служилых, а также юкагиров и коряков – случай беспрецедентный в военной практике сибирских казаков. Защитники острога терпели голод (нередки были случаи поедания мертвых), нехватку воды; у них закончились запасы пороха и свинца. Когда наконец служилые поднялись на крепостную стену, то последние корякские воины отступили в небольшой внутренний острог, который забросали ручными гранатами. От них взорвался бочонок с порохом, что привело к большим разрушениям и гибели многих русских. «Наконец, все было предано огню и смерти. Перебежчики, давшие ложные сведения, были также убиты» – рассказывал очевидец и участник осады.

Последовавшие затем события оказались трагическими уже для русских служилых. Когда русский отряд с ясачной казной в сопровождении большого числа союзных юкагиров отправился в Анадырский острог, юкагиры, недовольные несправедливым распределением провианта, что поставило их семьи на грань голодной смерти, перебили всех служилых: «юкагиры разделились между нартами таким образом, что все русские почти одновременно лишились жизни».

Дальнейшие карательные экспедиции против коряков и восставших юкагиров привели к сокращению численности местного населения и ослаблению его боеспособности. Борьба коряков за независимость продолжалась еще несколько десятилетий, однако силы оказались слишком неравными: в начале второй половины XVIII в. их сопротивление было окончательно сломлено.

Подробнее о русско-корякских отношениях в начале XVIII в. читайте в статье д.и.н. А. Х. Элерта «Огненным боем с ними, коряками, управливаться трудно» в новом выпуске журнала «НАУКА из первых рук», № 2(82) 2019

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!