Бонобо, более агрессивные, чем шимпанзе, предпочитают войне любовь
Бонобо в заповеднике Ломако-Йококала (Республика Конго). © CC BY-NC 2.0/Amy Cobden

Бонобо, более агрессивные, чем шимпанзе, предпочитают войне любовь

Драчливость шимпанзе и миролюбивость бонобо – устоявшиеся представления о поведении этих человекообразных обезьян. Однако двухлетние наблюдения за взаимоотношениями самцов этих видов внесли коррективы в эти стереотипы. При этом выяснилось, что эти обезьяны используют агрессию как инструмент для решения разных задач

Существует мнение, что два ближайших «родственных» человеку вида приматов воплощают разные стороны нашей природы. Шимпанзе (Pan troglodytes) считаются склонными к чрезмерной агрессии, тогда как бонобо (Pan paniscus) имеют репутацию добродушных «хиппи». Бонобо используют соитие как средство разрешения конфликтов и часто, особенно самки, вступают в однополые связи; они также чаще, чем шимпанзе, делятся друг с другом пищей.

Недавно среди самцов бонобо выявили так называемый репродуктивный перекос, когда одни особи имеют значительно больше потомков, чем другие. Такое явление косвенно указывает на наличие агрессивных взаимодействий в группе, и ученые из Франции и США решили более детально проанализировать подобное поведение у самцов бонобо.

В предыдущих исследованиях для изучения поведения бонобо и шимпанзе использовали разные методики. Сейчас ученые применяют один и тот же методический подход к оценке уровня агрессии самцов в трех сообществах бонобо в заповеднике Коколопори (Конго) и двух сообществах шимпанзе в Национальном парке Гомбе (Танзания).

В течение двух лет исследователи собирали данные о поведении 12 самцов бонобо и 14 самцов шимпанзе, включая информацию о частоте и характере агрессивных отношений. В частности, они отмечали, были ли подобные взаимодействия контактными (толчки, укусы и др.) или соперники ограничивались преследованием противника.

Удивительно, но самцы бонобо оказались намного более агрессивными по сравнению с шимпанзе – число таких взаимодействий у них было почти в три раза выше! Однако самцы бонобо проявляют агрессию почти исключительно к другим самцам, тогда как шимпанзе часто действуют агрессивно и по отношению к самкам.

У шимпанзе самцы – доминантный пол: они могут и побить самку, и принудить к спариванию. У бонобо, напротив, царит матриархат, и самки не подвергаются физическому насилию. Тем более удивительно, что у бонобо, как и у шимпанзе, больший успех в спаривании имели более агрессивные самцы. Возможно, самки бонобо сами предпочитают драчливых партнеров.

Ссоры у бонобо обычно случаются между двумя особями и не переходят в массовые драки, при этом они никогда не убивают соперника. В этом их отличие от шимпанзе, которые намного чаще (13,2 против 1% у бонобо) устраивают межгрупповые «разборки», приводящие к гибели животных.

Исследователи полагают, что такие групповые драки со смертельными исходами могут быть одной из причин, почему среди шимпанзе агрессия встречается реже – она обходится популяции слишком дорого. К тому же «междусобойчики» у этих обезьян могли бы отразиться на их способности «воевать» с другими группами. Что касается бонобо, то они, в отличие от шимпанзе, не являются территориальными животными и не вступают в конфликты с соседями.

Так что бонобо скорее бóльшие индивидуалисты, чем шимпанзе, и предпочитают заниматься своими делами, что не исключает внутригрупповых разборок. Именно такая поведенческая стратегия дает в результате мирных и дружелюбных существ, выбирающих любовь, а не войну. И это вполне подтверждает бытующее представление, что два вида этих обезьян вполне отражают противоречивую человеческую натуру.