Грудное вскармливание защищает от патогенных вирусов

Грудное вскармливание защищает от патогенных вирусов

Грудное вскармливание, в отличие от питания искусственными смесями, идет на пользу как матери, снижая риск развития у нее рака груди и сахарного диабета, так и ребенку, защищая его от патогенов и помогая формированию собственной иммунной системы. Исследователи из Университета Пенсильвании (США) показали, что даже небольшое количество грудного молока предохраняет младенца от патогенных вирусов в кишечнике

Одна из горячих точек современной биологии – изучение огромного сообщества микроорганизмов, обитающих в нашем теле. Микробиом сегодня признается отдельным «органом» человека, необходимым для его нормальной жизнедеятельности. Наши микроскопические сожители принимают активное участие в переваривании пищи, синтезируют биологически активные вещества и нейтрализуют токсины, а иногда даже управляют поведением своего «хозяина». Кроме того, они снижают риск возникновения инфекционных заболеваний, конкурируя за жизненное пространство с патогенными «интервентами».

Подавляющая часть наших «домашних» микроорганизмов обитает в желудочно-кишечном тракте. Помимо бактерий и грибков, кишечный микробиом включает и вирусы, среди которых есть как полезные (в основном это бактериофаги – вирусы бактерий), так и потенциально патогенные.

Заселение кишечника младенца вирусами начинается, очевидно, в первые часы и дни после рождения. По крайней мере, ученые из Университета Пенсильвании (США) обнаружили вирусы лишь в трех из двадцати образцов фекалий младенцев в возрасте не старше четырех дней, тогда как к концу первого месяца жизни кишечный микробиом у детей был уже хорошо развит. К этому времени число вирусных частиц достигало 109 на один грамм фекалий, и эта величина оставалась постоянной в течение следующих трех месяцев.

По-видимому, количественно вирусный микробиом кишечника практически не меняется на протяжении всей дальнейшей жизни человека. Но не качественно. Как выяснилось, большая часть «первой волны» вирусов является бактериофагами, но уже к четырем месяцам в составе кишечного микробиома появляются и потенциально патогенные вирусы.

Исследовав связи между составом вирусного сообщества и особенностями жизни ребенка, ученые выявили ведущую роль питания. Лишь у 9% детей, которые питались материнским молоком, в кишечнике были обнаружены патогенные вирусы – против 30% у детей, которых кормили исключительно искусственными молочными смесями. Этот защитный эффект проявлялся даже в том случае, если грудное молоко служило лишь небольшой добавкой к ежедневному рациону.

Как известно, грудное молоко содержит много биологически активных веществ, в том числе защитные антитела против патогенов и даже вещества с выраженной противоопухолевой активностью. В эпидемиологических исследованиях уже был доказан защитный эффект грудного вскармливания в случае вирусного гастроэнтерита. Новые данные дают больше сведений о механизме, защищающим детей от вирусных инфекций в первые месяцы жизни, и еще раз доказывают, что лучшая еда для младенца – та, что создана самой природой.

Что касается нового патогенного коронавируса, вызывающего COVID-19, он может атаковать, наряду с дыхательной системой, и слизистую желудочно-кишечного тракта. У многих заболевших, включая детей, наблюдаются тошнота и диарея, что не исключает наличие фекально-орального пути распространения инфекции. И в этом смысле грудное вскармливание может стать еще одним фактором, способствующим сохранению здоровья ребенка.

Фото: https://www.peakpx.com