• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2678
Что общего между плазменными ловушками, термоядерным синтезом и видео-оперой, посвященной овечке Долли и испытаниям атомной бомбы
Общество
Фото Татьяны Ломакиной

Что общего между плазменными ловушками, термоядерным синтезом и видео-оперой, посвященной овечке Долли и испытаниям атомной бомбы

5 октября «Лаборатория новой музыки» сыграла отрывок из видео-оперы Стива Райха «Три истории» в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН. На первый взгляд, играть оперу на фоне действующих установок ИЯФа – идея неожиданная. Однако музыканты выбрали эту площадку неслучайно. Здесь, в ядерном центре, особенно остро звучит главная идея спектакля: человек ответствен за то, что он создает. Эта опера – предостережение человечеству: любое изобретение, даже сделанное во благо, может иметь и обратную сторону медали. 

Видео-опера американского композитора Стива Райха повествует о трех важнейших событиях в истории XX века – крушении немецкого дирижабля Гинденбург, испытаниях атомной бомбы в Тихом океане и клонировании овечки Долли.

«Три истории» трудно назвать «оперой» в классическом понимании. Это произведение раздвигает границы жанра, оно сочетает в себе, казалось бы, несочетаемое: живой камерный оркестр, звучащие на его фоне реплики героев описываемых событий, фрагменты интервью ученых, а также сменяющие друг друга документальные кадры исторических хроник. Это уже не опера, это экспериментальный райховский жанр «документального музыкального видео-театра».

«Играть в таком необычном жанре и сложно, и интересно, но в большей степени, конечно, интересно. Поскольку премьера проходит в рамках фестиваля "Сибирские сезоны-2015", а девиз фестиваля "Удиви меня!". Мы стараемся сделать и донести до зрителя нечто непривычное, необычное. Но при этом ни в коем случае не скандальное. А именно новое», – рассказывает Олеся Соснина персональный помощник дирижера Сергея Шебалина

Фото Татьяны Ломакиной

Руководитель и дирижер Хорового консорта Лаборатории новой музыки Елена Рудзей коротко рассказала предысторию создания «Трех историй»: патриарх американского минимализма Стив Райх в соавторстве со своей супругой, известной видеохудожницей и пионеркой видео-арта Берил Корот на протяжении четырех лет (1998—2001 гг.) создавал удивительную трилогию, откликающуюся на важнейшие социально-политические проблемы современности. Перед композитором была поставлена непростая задача – написать оперу, повествующую о XX веке. Но как уместить столетнюю историю в одном спектакле? Стив Райх решил, что XX век по праву можно назвать веком технологий. Композитор выбрал три наиболее значимых, по его мнению, события XX в. и положил их в основу своей трилогии.

Первая история Нindenburg относится к 1937 г. и рассказывает о крушении гигантского немецкого дирижабля. Сверкая свастикой на борту, Гинденбург проплыл по небу Европы, пересек Атлантику и рухнул, объятый пламенем, в Нью-Джерси.

Вторая история – Bikini – это документированная сводка американских испытаний атомной бомбы на тихоокеанском атолле Бикини в период начала «холодной войны».

Третья история – Dolli посвящена актуальной проблеме клонирования и высоким технологиям, апробированным на овечке Долли.

«Эта опера не о воздухоплавании и не об атомной физике, и, конечно, не о генетике. Она нацелена, прежде всего, на нравственные основы человека», – отметила Елена Рудзей

Фото Татьяны Ломакиной

Опера звучит как предупреждение всему человечеству о страшных последствиях безрассудного стремления человека подчинить природу технологиям. И выбор площадки для представления фрагмента оперы так же не случаен – огромный шестидесятиметровый зал, в котором установлены открытые плазменные ловушки ГОЛ-3 и ГДЛ, с помощью которых ученые учатся управлять термоядерным синтезом. Оркестр, играющий необыкновенную, завораживающую, тревожно-трагическую музыку на импровизированной сцене, обмотанной красной изолентой, и кадры документального видеоряда, всплывающие прямо на стене зала, среди высоковольтных генераторов электронного пучка, звучат особенно убедительно.

«Опера Райха посвящена роли высоких технологий в жизни человечества. Работая на таких площадках, как ИЯФ получаешь массу невероятных впечатлений и как бы питаешься энергетикой этой техносферы», – отметил дирижёр, создатель и руководитель Ансамбля солистов «Лаборатория новой музыки» Сергей Шебалин    

Всероссийская премьера видео-оперы Стива Райха и Берил Корот «ТРИ ИСТОРИИ» состоится 5 ноября 2015 г. в ГКЗ имени А. Каца в исполнении ЛАБОРАТОРИИ НОВОЙ МУЗЫКИ Новосибирской консерватории под управлением дирижера Сергея Шебалина. Премьера пройдёт в рамках Международного фестиваля современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2015». Забронировать места и приобрести билеты можно на сайте и в кассах Новосибирской государственной филармонии. Информационный центр по атомной энергии в Новосибирске выступает коммуникационным партнером события.

Подготовила Елена Сычева

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!