Лекарство от болезни Крона - против ВИЧ
Медицина
Т-лимфоцит, зараженный ВИЧ (желтая окраска). Сканирующая электронная микроскопия

Лекарство от болезни Крона - против ВИЧ

Методы лечения ВИЧ постепенно совершенствуются. Современные антиретровирусные препараты уменьшают количество вируса в крови больных настолько эффективно, что он перестает обнаруживаться стандартными тестами. Но стоит прекратить прием препаратов – и через несколько недель количество вируса опять возрастает. Исследователи из университета Эмори в Атланте (США) работают над тем, чтобы стало возможно прекратить прием антиретровирусной терапии без рецидива активной стадии болезни – хотя такое «излечение» будет только функциональным, потому что вирус, интегрированный в ДНК пациента, никуда не денется.

ВИЧ в первую очередь поражает клетки иммунной системы, которые называются CD4+ Т-лимфоциты. Достаточно большое количество Т-лимфоцитов «обитает» в кишечнике человека. На поверхности CD4+ Т-лимфоцитов располагается рецепторный белок α4ß7 который с одной стороны, помогает им возвращаться «домой» в кишечник, но, с другой стороны, α4ß7 связывается с поверхностным белком ВИЧ, что способствует инфицированию лимфоцита вирусом

Некоторое время назад ученые выяснили, что введение обезьянам антител против α4ß7 снижает вероятность их заражения вирусом иммунодефицита обезьян (SIV, simian immunodeficiency virus), аналогом ВИЧ. Они предложили этому простое объяснение: связывание антител с белком α4ß7 приводит к уменьшению количества CD4+ Т-лимфоцитов в кишечнике, и поэтому уменьшается вероятность их заражения вирусом.

В недавнем исследовании ученые заразили нескольких макак вирусом иммунодефицита обезьян и пролечили их антиретровирусными препаратами. Затем экспериментальным животным начали вводить препарат на основе антител против белка α4ß7 , а антиретровирусную терапию остановили. Через какое-то время макак перестали лечить вообще и начали следить, как будет меняться в их крови уровень вируса. Спустя девять месяцев уровень вирусных частиц в крови всех восьми макак, получавших антитела против α4ß7, оставался низким. У инфицированных обезьян из контрольной группы, которым давали плацебо вместо антител против α4ß7 количество вируса восстановилось до высокого уровня за две недели.

Каким образом антитела против α4ß7 вызывают такое действие, пока непонятно, как и то, будет ли этот результат воспроизводиться у людей, может быть, он возможен только у обезьян. К тому же экспериментальная конструкция не вполне отражает типичный случай: терапию макак антиретровирусными препаратами начали всего через 5 недель после заражения, а люди обычно начинают лечиться гораздо позже.

Антитела против α4ß7 имеют «человеческую версию» и входят в состав препарата ведолизумаб, который не так давно был одобрен к применению для лечения болезни Крона и неспецифического язвенного колита. Сейчас начался набор участников клинических испытаний. Инфицированные ВИЧ люди перестанут принимать антиретровирусную терапию и при этом будут принимать ведолизумаб, а исследователи будут следить за уровнем вирусных частиц у них в крови.