Любителям красного мяса: риск развития колоректального рака зависит от вашей генетики
Медицина
Культивируемые клетки колоректального рака человека

Колоректальный рак, поражающий толстый кишечник, – третье по распространенности онкологическое заболевание в мире по данным ВОЗ. Считается, что развитие этой болезни провоцирует избыточное потребление красного и переработанного мяса. Недавно ученые выяснили, какие генетические варианты могут влиять на риск возникновения колоректального рака у любителей таких продуктов

Колоректальный рак – это злокачественное новообразование толстого кишечника, которое поражает в основном пожилых людей, от 50 лет и старше. Согласно статистике, риск развития этой болезни увеличивается при частом употреблении красного (говядины, свинины и баранины) и переработанного (колбас, копченостей, мясных деликатесов) мяса. Однако биологические механизмы этого явления неизвестны.

Группа ученых под руководством специалистов из США изучила, как влияет такая «мясная» диета на риск развития колоректального рака у человека в зависимости от его генотипа. Для этого они проанализировали данные о пищевых предпочтениях почти 30 тыс. человек, страдающих этой болезнью, и около 40 тыс. человек без этого диагноза. В анализ вошли данные 27 исследований риска развития колоректального рака у людей европейского происхождения, конкретно – информация о миллионах однонуклеотидных полиморфизмов, мутаций, при которых варианты генов отличаются всего лишь на одну «букву»-нуклеотид.

Разработав стандартные показатели потребления и суточные порции для красного и обработанного мяса, исследователи условно разделили имеющиеся данные на четыре группы в зависимости от уровня потребления. Сначала ученые подтвердили информацию о существовании связи между употреблением этих продуктов и развитием колоректального рака, не учитывая генетическую изменчивость. Оказалось, что у людей с самым высоким уровнем потребления красного или переработанного мяса риск развития колоректального рака увеличивался на 30 и 40% соответственно.

Дальнейший анализ позволил выявить два однонуклеотидных полиморфизма, для которых риск развития болезни в зависимости от уровня потребления «вредного» мяса менялся с учетом «замены».

Такая мутация обнаружилась в области гена HAS2, который кодирует белок, участвующий в модификации белковых молекул. Ранее этот ген уже связывали с развитием колоректального рака, но в другом контексте. Сейчас же было установлено, что один из генетических вариантов, который есть у двух третей всего населения, действительно увеличивал на 38% риск возникновения болезни у любителей «вредной» диеты. Тогда как другой – более редкий вариант – напротив, играл в этом случае защитную роль.

Еще одна подобная мутация оказалась связана с геном SMAD7, который регулирует другой ген, кодирующий белок гепсидин, участвующий в обмене железа. Нарушения работы гепсидина могут привести к росту поглощения железа клетками и, как следствие, к их «перегрузке». Поскольку в красном мясе, содержащем много гемоглобина, уровень железа высокий, разные варианты SMAD7 могут через обмен этого микроэлемента влиять на риск развития рака.

Выяснилось, что у людей, имеющих две копии самого распространенного варианта SMAD7, вероятность возникновения болезни увеличивалась на 18%, если они ели много «вредного» мяса. Тогда как у носителей одной либо двух копий более редких вариантов риск болезни в этом случае возрастал на 35 и 46% соответственно.

Таким образом, благодаря этой работе удалось обнаружить два новых генетических маркера, связанных с риском развития грозного заболевания. С их помощью можно выявлять в человеческой популяции людей, которым стоит задуматься над тем, сколько вкусных, но опасных продуктов должно быть на их столе.

Фото: https://wellcomecollection.org