«Высокий» инсулин увеличивает риск рака поджелудочной железы
Медицина

«Высокий» инсулин увеличивает риск рака поджелудочной железы

О катастрофическом росте распространения ожирения и сахарного диабета 2-го типа не говорит только ленивый. Но далеко не все знают, что эти заболевания являются факторами риска развития рака поджелудочной железы, заболеваемость которым также растет. Ученым удалось выяснить биологические основы этой взаимосвязи и наметить подходы к решению этой проблемы

Очень агрессивный и наиболее часто встречающийся тип рака поджелудочной железы – это аденокарцинома протоков. Пятилетняя выживаемость таких больных – менее 10%. Ожидается, что к 2030 г. эта болезнь станет второй по значимости причиной смертности от рака. Признанными факторами риска развития рака поджелудочной железы являются ожирение и сахарный диабет 2-го типа, но механизмы, лежащие в основе этой связи, были неизвестны.

Исследователи из Канады провели эксперименты с ацинарными клетками поджелудочной железы, которые синтезируют, накапливают и выделяют пищеварительные ферменты. Эти клетки несли мутацию G12D в гене Kras, которая позволяет раковым клеткам уклоняться от иммунной системы. Оказалось, что ключевую роль в стимулировании перерождения таких клеток в раковые играет инсулин – гормон, вырабатывающийся бета-клетками поджелудочной железы.

Роль инсулина как регулятора уровня глюкозы в крови широко известна. Но этот гормон также участвует в регуляции работы ацинарных клеток, взаимодействуя со своими рецепторами, находящимися на их поверхности. Высокий уровень инсулина вызывает рост производства пищеварительных ферментов ацинарными клетками, что способствует развитию местного воспаления, которое провоцирует предраковые изменения.

Складывается такая ситуация. Уровень инсулина в организме не должен быть низким, иначе развивается сахарный диабет 1-го типа. Но не должен быть и слишком высоким, чтобы не провоцировать развитие рака. Причем не только рака поджелудочной железы, если судить по предварительным выводам исследований других ученых. Что касается диабета 2-го типа, то при этой патологии содержание инсулина в крови может быть любым, в том числе и высоким, так как в этом случае клетки организма не реагируют на гормон независимо от его концентрации в крови.

Пока ученые рекомендуют поддерживать уровень инсулина в пределах нормы как своими силами (соблюдая диету и занимаясь физкультурой), так и с помощью назначенной врачом лекарственной терапии. Но новые данные могут проложить путь к таргетным терапевтическим подходам, нацеленным на рецепторы инсулина в ацинарных клетках. Изменение работы этих рецепторов может позволить предотвратить или замедлить развитие рака поджелудочной железы.

Фото: https://www.emergency-live.com