• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
9830
«Мы выпили Сому, мы стали бессмертными»

«Мы выпили Сому, мы стали бессмертными»

Уже более ста лет обсуждается вопрос о том, какое растение служило для приготовления Сомы (Хаомы) – божественного напитка древних индийцев и иранцев, который «вдохновлял поэтов и провидцев, делал воинов бесстрашными». Предположений было множество: от эфедры, конопли и опийного мака до восточного лотоса и мухомора. В выпуске нашего журнала мы предлагаем ответ на этот вопрос, который в прямом смысле этого слова был обнаружен в погребении знатной женщины, похороненной на территории элитного могильника народа хунну – знаменитых кочевников Центральной Азии.

Завершающий этап реставрации вышитого ковра. Видеосъёмка: Сергей Зеленский

Никто из исследователей не отрицает того, что в древности индийцы и иранцы употребляли в культовых целях напиток, содержащих какое-то психоактивное вещество. Споры идут о том, какое именно это было вещество, что за растение являлось его источником и каково его влияние на сознание людей.

Переводчик и крупнейший знаток «Ригведы» Т.Я. Елизаренкова писала: «Судя по гимнам РВ, Сома была не только стимулирующим, но и галлюциногенным растением. Сказать что-либо более определенное трудно не только потому, что ни один из предлагаемых на роль Сомы кандидатов не удовлетворяет по всем параметрам, а соответствует описаниям Сомы в гимнах лишь частично, но, главным образом, и потому, что язык и стиль РВ как архаичного культового памятника, отражающего поэтические особенности “индоевропейской поэтической речи” служат серьезным препятствием для идентификации Сомы». Прекрасно понимая, что в этом вопросе возможности письменного источника исчерпаны Татьяна Яковлевна считала, что ответа остается ждать от археологов: «от их находок на территории северо-западной Индии, Афганистана и Пакистана (а не в далекой Средней Азии)»

То, что произошло, благодаря новым находкам в Монголии, удивительным образом подтвердило мнение Елизаренковой, высказанное 25 лет назад. Никто не мог и предположить, что в погребении знатной женщины, похороненной на территории элитного могильника хунну, – одних из самых знаменитых кочевников Центральной Азии, – будет обнаружен в некотором роде ответ на давно поставленный вопрос.

Это случилось в 2009 году. Отряд Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Полосьмак проводил раскопки в горах Ноин-Улы, на севере Монголии. В 31 кургане могильника Ноин-Ула, на глубине 13 м была обнаружена деревянная погребальная камера. На покрытом толстым слоем синей глины полу, вокруг разрушенного древними грабителями гроба, прослеживались следы шерстяного текстиля – все, что осталось от вышитого полотнища, которое, даже во фрагментированном состоянии, представляло огромную историческую ценность. Ведь текстиль практически никогда не сохраняется в древних могилах и такого рода находки – большая редкость. Вместе с глиной остатки текстиля были извлечены из могилы и доставлены в Институт археологии и этнографии СО РАН. Вторая жизнь этой замечательной вещи началась благодаря российским реставраторам.

Что поразило? Мастерство исполнения и история, разворачивающаяся на ветхой ткани. Шерстяными нитками на тонком полотне была вышита сцена шествия к алтарю воинов-зороастрийцев, один из них, стоящий у алтаря, держит в руках гриб.

Особенность этой вышивки состоит в том, что мастера доступными способами старались предельно точно изобразить лица, костюмы, оружие, растения, насекомых, во всем следовали натуре. Гриб, изображенный на ковре, по определению миколога к.б.н, старшего научного сотрудника лаборатории низших растений ЦСБС СО РАН И.А. Горбуновой, может быть отнесен к семейству Строфариевых (Strophariaceae). Определенное сходство имеется с Psilocybe cubensis(Earle) Singer [Stropharia cubensis Earle] – общий габитус, форма шляпки, стежки по краю шляпки, напоминающие радиальную складчатость или остатки частного покрывала и темные включения на ножке, которые могут изображать подобие пленчатого кольца, приобретающего черную окраску после высыпания спор. Некоторые из грибов, относящиеся к виду Sfropharia cubensis, или Psilocybe cubensis, содержат псилоцибин – уникальное вещество, являющееся стимулятором нервной системы. По своим психоактивным свойствам грибы, содержащие псилоцибин гораздо больше подходят на роль растительного эквивалента сомы и хаомы нежели мухомор, идентификации которого с сомой в «Ригведе» посвятил свою известную книгу Р.Г. Уоссон, и чью точку зрения поддержали многие известные ученые. Существует даже психоделическая теория эволюции человека Маккены, в которой главная роль отводится грибам, содержащим псилоцибин.

Впервые на древнем вышитом полотнище, полученном в ходе научных раскопок, мы видим ясно выраженное свидетельство использования грибов в культовых целях, возможно – именно для приготовления «божественного напитка» – хаомы

Происхождение этой вышивки и изображенных на ней персонажей связано с северо-западной Индией, с индо-скифами (саками). То, что вышитое полотнище попало в могилу хунну – это сюрпризы так называемого Шелкового пути – сети торговых маршрутов, проходящих через всю Евразию. Судя по китайским хроникам, в ханьском Китае высоко ценились завесы и покрывала из Северной Индии.

Шерстяная завеса с удивительным сюжетом была обнаружена после двух тысяч лет пребывания в глубокой могиле, что само по себе уже чудо. Она представляет собой не только прекрасный образец древнего искусства, который был восстановлен благодаря кропотливой работе российских реставраторов, но и является уникальным источником информации по одному из «темных» периодов древней истории.

Подробнее читайте в статье "Мы выпили Сому, мы стали бессмертными..."

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!