Новая разработка новосибирских физиков для удержания плазмы: «конфетка» СМОЛА вместо «бублика»-токамака
Физика

Ученые из Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН вместе со своими российскими и зарубежными коллегами работают над созданием первого в мире термоядерного реактора ИТЭР, который станет важнейшим шагом к термоядерной энергетике будущего. Основной элемент ИТЭР – токамак, замкнутая магнитная установка для удержания плазмы. Сегодня в ИЯФ разрабатывается новый формат альтернативного варианта магнитных ловушек – установок открытого типа. Новая винтовая ловушка СМОЛА по показателям удержания плазмы теоретически должна не уступать топовым токамакам. Эксперименты, которые должны подтвердить расчеты ученых, начнутся в конце 2017 г.

Концепция открытой магнитной ловушки для удержания плазмы была предложена в 1953 г. независимо двумя учеными – Г. И. Будкером (СССР) и Р. Постом (США). Через шесть лет справедливость этой идеи была экспериментально подтверждена С. Н. Родионовым, сотрудником Института ядерной физики СО АН СССР, только что созданного в новосибирском Академгородке. С тех пор ИЯФ является лидером в проектировании, строительстве и экспериментах с ловушками открытого типа.

В этих устройствах – простых по геометрии – плазма удерживается в определенном «продольном» объеме, причем для предотвращения ее вытекания по силовым линиям магнитного поля используются разные способы, такие как магнитные «пробки» и специальные расширители.

Сегодня группа физиков из плазменных лабораторий института работает над свежей идеей: использовать для подавления продольных потерь плазмы магнитное поле с винтовой симметрией, позволяющее управлять вращением плазмы. Для проверки этой концепции создается экспериментальная установка СМОЛА (Спиральная Магнитная Открытая Ловушка), внешне больше всего напоминающая разноцветные палочки-леденцы.

О том, что из себя представляет открытая винтовая ловушка, в чем ее отличие от «прародителей», и каких результатов ждут ученые от будущих экспериментов, рассказал научный сотрудник ИЯФ СО РАН, к.ф.-м.н. Антон Судников. Познакомиться с этим материалом можно на сайте журнала «НАУКА из первых рук» в разделе онлайн публикаций