Огни больших городов способствуют распространению вируса Западного Нила
Эта певчая птичка – красноглазый виреон (Vireo olivaceus), относится к видам, подверженных вирусу Западного Нила. Национальный музей естественной истории, США

Огни больших городов способствуют распространению вируса Западного Нила

Вирус Западного Нила долгое время встречался преимущественно в Африке, да и там не вызывал серьезных вспышек заболевания и был известен лишь специалистам-вирусологам. Однако в конце XX в. появился новый генный вариант вируса, который в течение нескольких лет захватил практически все населенные материки. Преодолевая межвидовые барьеры, новый штамм успешно циркулирует в природных очагах, причем его переносчиками могут быть как комары, так и их крылатые «жертвы» – птицы. Ученые продолжают исследовать механизмы распространения вируса Западного Нила и обстоятельства, этому способствующие.

Птицы, как и люди, болеют лихорадкой Западного Нила, и ученых и эпидемиологов интересует вопрос, как вирус ведет себя в птичьем организме, и какие факторы влияют на это взаимодействие. Известно, что одним из стимулов, повышающих в организме производство гормонов стресса (что может негативно отразиться на здоровье), является так называемое световое загрязнение. Другими словами, использование ночью искусственных источников света, характерное для больших городов. Ученые из Университета Южной Флориды (США) решили выяснить, не приводит ли у птиц такой «городской образ» жизни к повышению восприимчивости к патогенам, в частности, к вирусу Западного Нила.

Исследователи заразили вирусом полсотни воробьев; при этом половина птичьих клеток ночью освещалась неярким светом, а остальные находились в полной темноте. Все это время экспериментаторы следили за развитием симптомов болезни и контролировали уровень содержания в крови вирусных частиц и гормонов стресса.

В обеих группах большинство птиц заболело в течение 2-х дней, многие погибли. Особой разницы в течении болезни между группами не было обнаружено, но птицы, которые спали при свете, дольше оставались заразными.

Обычно иммунная система птицы за 2 дня так хорошо справляется с инфекцией, что укусивший ее комар уже не может «подцепить» вирус и передать его дальше. Именно так обстояли дела с птицами, которые ночевали в темноте. Но у особей, которые спали при свете, концентрация вирусных частиц в крови оставалась высокой в течение 4-х дней, т.е. вдвое дольше. Что означает, что за время болезни птицы ее может укусить вдвое больше комаров, которые станут переносчиками вируса, и болезнь будет распространяться быстрее.

Сначала ученые предположили, что круглосуточное освещение вызывает у птиц стрессовую реакцию, которая и снижает эффективность работы иммунной системы, но анализы крови показали, что это не так. Возможно, освещение изменяет уровень другого гормона – мелатонина, который также может влиять на иммунный ответ.

В любом случае полученные результаты свидетельствуют, что световое загрязнение не только нарушает наши внутренние суточные ритмы, способствуя развитию ряда патологических процессов, но и может провоцировать распространение инфекционных заболеваний.